- Сергей Ренатович, автомобилисты обеспокоены: начиная с апреля в Москве и Московской области цены на бензин поползли вверх. Какова ситуация в других регионах?
- Действительно, цена на автомобильное топливо поднимается на 5 - 7 процентов в неделю. Сегодня она достигла рекордной отметки - 9 - 10 рублей за литр. И это не предел. Скоро в Москве и области АИ-92 будет стоить 9.20 - 9.50 рублей, "девяносто пятый" "зашкалит" за 10, ну и так далее. Часть российских городов и регионов приблизилась к московскому уровню. Это - Новосибирск, Сургут, Ростов-на-Дону, Якутск, ряд других. Вместе с тем дефицита топлива нет нигде. Такого на внутреннем рынке не случалось давно.
- Но почему повышаются цены? Можно ли остановить их рост?
- Повышение цены - объективный процесс. Вспомните, ведь до этого в первом квартале розничная цена на бензин в России снизилась на 10 - 15 процентов. Причиной послужила ситуация в мире, когда стоимость за баррель нефти упала до недопустимо низкого уровня. Чтобы изменить положение, ОПЕК пошла на сокращение поставок нефти и нефтепродуктов на мировой рынок и попросила страны, не входящие в организацию стран-экспортеров, поддержать эту тенденцию. Россия тогда объявила о сокращении экспорта в объеме 150 тысяч баррелей в сутки. Но нефтедобыча в стране при этом не снизилась по технологическим причинам: в наших условиях невозможно "перекрыть кран" на скважине, а через неделю вновь открыть вентиль. Поэтому приходилось качать нефть в полном объеме. Внутренний рынок оказался затоваренным.
Из-за этого оптовая цена на сырье и нефтепродукты упала втрое. И вот ситуация изменилась. Правительство совместно с нефтяниками приняло решение восстановить объемы экспорта. Это значит, что внутренний рынок нефтепродуктов разгрузится (он практически уже разгружен), и цена снова повысится. Помножьте это на инфляцию плюс ряд других факторов.
- Объемы экспорта восстановлены только с июня, а цена поползла вверх с апреля. Почему?
- Объяснение простое: несмотря на введенные ограничения, объемы российского экспорта все же постепенно росли. Иначе внутренний рынок рухнул бы. Я не хочу сказать, что мы не выполнили принятых обязательств. Не всегда их могли сдержать и страны ОПЕК. Однако главная цель была достигнута: коллективными усилиями мы снизили темпы экспорта на мировые рынки и восстановили справедливую цену на нефть. Для нашей страны это имело свои последствия: к началу мая цены на бензин подошли к отметке, которая была до падения. А летом нефтяные компании и нефтеперерабатывающие заводы намерены еще повысить оптовые цены на нефть.
- На сколько?
- Это пока держится в секрете, но ясно одно: следует ожидать дальнейшего повышения стоимости бензина.
- Очень оптимистично...
- Это - реальный прогноз. Прежде всего, следует ожидать сезонного роста цен на автомобильное топливо. Самый опасный период - в августе-сентябре, когда спрос на автомобильное топливо особенно возрастает. Наиболее уязвимыми в этом плане будут те регионы, где действуют монополии (одна нефтяная компания) или олигополии (две-три НК). Однако Москва и Московская область, где представлены как минимум семь нефтекомпаний, не так остро будут ощущать рост цен на автомобильное топливо. Вообще я хочу сказать, что в тех регионах, где есть конкурирующие компании, много автозаправочных станций, развиты рыночные отношения, -цены на бензин будут оставаться в разумных пределах.
- Каковы эти "пределы"?
- 30-35 центов за литр бензина. Конечно, нефтяникам выгоднее продавать свой товар вдвое дороже. Однако платежеспособность внутренних потребителей не позволяет этого сделать. 35 центов для России - предельная цена. Будет выше - автомобилисты поставят машины на прикол, езда окажется слишком дорогим удовольствием.
- Не приведет ли восстановление объемов экспорта нефти к дефициту энергоресурсов на внутреннем рынке?
- Восстановление - нет. Дефицит возможен лишь в том случае, если Минэнерго во главе с Игорем Юсуфовым и вице-премьер правительства Виктор Христенко недоучтут уровень внутреннего спроса и позволят компаниям безудержно увеличивать экспорт. А такая опасность есть, ведь в России практически никто не занимается мониторингом внутреннего рынка нефтепродуктов. У РТС накоплен серьезный материал по состоянию и прогнозам внутреннего рынка. Мы готовы предоставить его Минэнерго, всем заинтересованным министерствам и ведомствам - лишь бы взяли.
- Что нужно для сохранения стабильности на рынке автомобильного топлива?
- Надо сбалансировать спрос и предложение так, чтобы предложение слегка превышало спрос. У государства достаточно механизмов, чтобы этот вопрос отрегулировать.
МЕЖДУ ТЕМ
Цены на бензин продолжают расти, и, по словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, у правительства "нет адекватного инструмента" для противостояния. Раньше таким регулирующим инструментом были экспортные пошлины на нефтепродукты. Поднимая пошлину, правительство создавало избыток нефтепродуктов на внутреннем рынке, и это сбивало цену. Теперь принят закон, запрещающий повышать экспортные пошлины более чем на 90 процентов от соответствующей цены на нефть. Кстати, с 1 июня таможенная пошлина на нефть, вывозимую из России, повысилась с 9,2 до 20,7 доллара за тонну. Однако этот шаг ситуацию на внутреннем рынке не изменит.