Смертию смерть поправ
«Христос воскресе»! Совсем скоро во всех православных храмах страны прозвучит ликующий возглас. И наступит Пасха, главный праздник церковного года. Католики уже отметили ее 31 марта. А у православных пока — Страстная пятница, самый скорбный день, когда распяли Христа и кажется, что впереди больше ничего нет. Но в печальных песнопениях Великой пятницы звучит: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение». Сейчас бы сказали: спойлер. А на самом деле — голос надежды.
Великая пятница, последний день земной жизни Христа, началась, как следует из Священного Писания, с ареста Спасителя. Схватив Его ночью в Гефсиманском саду, воины повели Иисуса на суд синедриона — высшего органа власти Иудеи, куда входили первосвященники и книжники — знатоки законов. Допустившие тогда, по мнению современных юристов, 27 нарушений судопроизводства, начиная от ночного ареста и допросов и до лжесвидетельств и ложного обвинения в госизмене. Первосвященники были готовы на все, лишь бы римский наместник утвердил вынесенный ими смертный приговор. Впрочем, Спаситель прямо заявил своим судьям, что знает — закон по отношению к нему соблюдаться не будет: «Как будто против разбойника вышли вы — с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк 22:52-54). И тут же добавил: «Но да сбудутся Писания».
На картине Ивана Глазунова как раз тот момент, когда Иисуса, в терновом венце, привели к римскому наместнику Понтию Пилату. Спаситель уже пережил предательство, темницу, побои, унижения, но чаша страданий еще не испита до конца. Красноречивая деталь: на первом плане с помоста свисает пальмовая ветвь. Это напоминание, что всего несколько дней назад народ, который теперь беснуется с криками: «Распни его!» (именно так названа и картина), радостно встречал Христа у ворот Иерусалима, восклицая: «Осанна!» и видя в нем Мессию. Но какое разочарование! Их избранник, по мнению толпы, не смог защитить даже себя, не то что освободить других. Он их обманул. И собравшиеся перед резиденцией наместника в один голос требуют: В итоге Пилат демонстративно умыл руки и со словами: «Невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф 27:24) предал Христа мучительной смерти через распятие. Так римляне казнили только преступников, мятежников и беглых рабов. И еще — Господа... Который и на Кресте молил о своих мучителях: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк 23:34).
Распятие и крестная смерть Христа на Голгофе, во искупление человеческих грехов, совершились в пятницу, по-нашему, в третьем часу дня. В храмах в это время из алтаря выносят Плащаницу — полотнище с вышитым на нем изображением Христа во гробе. Она остается в центре храма до полуночи Великой субботы, то есть до самой Пасхи. Обычно до выноса Плащаницы верующие ничего не едят, это день самого строгого поста в году. К слову, в древней церкви Пасхальные празднества длились три дня: с пятницы, которая тоже называлась Пасхой, только Крестной, до собственно воскресенья (Пасхи Воскресения). А Великая суббота между ними — это, пожалуй, самый таинственный день всей Страстной седмицы. Почему?
Ну, во-первых, в этот день совершается одно из главных чудес православной церкви — схождение Благодатного огня, оно происходит накануне Пасхи в иерусалимском храме Воскресения Христова. А еще именно в Великую субботу после смерти на кресте Спаситель, спустившись в ад, сокрушил его врата и освободил души тех, кто там находился, а Адама и Еву вместе с ветхозаветными праведниками вывел в райские обители. Те, кто придет на литургию в субботу, услышат это на службе. А одно из самых известных изображений на тему схождения Иисуса во ад — фреска из константинопольского монастыря Хора начала XIV века (на фото в начале статьи). Она называется «Воскресение Христово». Этот же сюжет, воспроизведенный в разных вариантах, и является основной иконой праздника Пасхи.
Наверняка многие удивятся: а при чем здесь Воскресение, если речь идет о схождении во ад? Очень даже при чем! По словам митрополита Антония Сурожского, ведь это и есть продолжение той миссии, ради которой Господь воплотился, стал Человеком, принял страдания, поругания и смерть. И исправил мироздание, когда-то поврежденное грехопадением первых людей. Сошествие во ад — это зримый рассказ о победе Христа над адом, о победе над смертью, а значит, о спасении всех нас. Именно об этом и главное пасхальное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Первый раз мы его услышим на праздничной службе в ночь на воскресенье.
Эта пасхальная заутреня начинается с Крестного хода, символизирующего события той ночи, точнее, раннего утра, когда жены-мироносицы — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (возможно, это была Богородица) и Саломия пришли ко гробу Спасителя с благовонным маслом, миром, и не нашли Его Тела. И первыми принесли великую весть: «Христос Воскресе!» (так верующие приветствуют друг друга все 40 дней после Пасхи, вплоть до Вознесения, пока церковь славит этот праздник).
Кстати, этот сюжет — пришествие жен-мироносиц ко гробу Христа — тоже используют как обозначение праздника Воскресения Христова, ему посвящено множество икон. А здесь, на фото, триптих Михаила Нестерова «Утро Воскресения» (1908-1911), роспись южной стены Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве.
В левой части триптиха — утро Воскресения и идущие ко Гробу Мария Магдалина и Богородица, которые обсуждают, как бы отвалить тяжелый камень от входа. Но оказалось, что камень уже отвален. «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись» (Мк 16:5-8). Однако ангел успокоил женщин и возвестил о Воскресении Христа: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Идите, скажите ученикам Его, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мк 16:6-7). И, наконец, на фрагменте справа Иисус является Марии Магдалине, которая сначала приняла Его за садовника, а потом, узнав, упала к ногам Спасителя. Но Тот сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:16-17).
Однако вернемся к праздничной заутрене. Раньше, когда куличи, крашеные яйца, творожную пасху и прочую праздничную снедь освящали после пасхальной службы, ни у кого и мысли не появлялось уйти после Крестного хода. Но сейчас такое не редкость. И мне каждый раз бывает жаль тех, кто лишает себя главного пира — тем более сейчас, когда не так уж много поводов порадоваться. Да и служба проходит очень динамично, многие молитвы поются — кроме тех, что читают священники. И конечно, знаменитого «Слова» Иоанна Златоуста, пронизанного ликованием жизни, торжеством Воскресения, глубиной Пасхальной тайны:
«Войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»
Светлого всем Христова Воскресения!