Российские пилоты и работники авиационной индустрии подали коллективное обращение в Международную организацию гражданской авиации (International Civil Aviation Organization – ICAO), в котором попросили прекратить произвол Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) в отношении авиационных специалистов и учебных центров.
Причиной конфликта стало намерение чиновников аннулировать свидетельства летчиков, проходивших обучение и переподготовку в негосударственных летных центрах.
Создание этих центров, как отмечают составители петиции, проводилось с разрешения Росавиации. Программы обучения и критерии оценки знаний также утверждались чиновниками. Теперь же ведомство передумало – и решило отозвать все свидетельства и дипломы, полученные пилотами за пределами государственных центров.
К настоящему времени Росавиация успела аннулировать уже несколько сотен свидетельств. Если процесс продолжится, то в ближайшее время документы, дающие разрешение на работу, потеряют около тысячи пилотов. Это примерно четверть людей, которые могут управлять летательными аппаратами в России. Под удар в первую очередь попадут бывшие военные пилоты, бортинженеры и штурманы, переучивавшиеся на специалистов гражданской авиации. Пострадают и пилоты коммерческих авиалиний, осваивавшие профессиональные навыки в частных центрах.
«Ведомство известило региональные отделения о том, что даже если пилоты имеют высшее профессиональное образование, но проходили первоначальную летную подготовку в АУЦ (авиационных учебных центрах – Trud.ru), а не в государственном учебном заведении, то их свидетельства будут изыматься, а новые не выдаваться. Их высшее образование будет считаться нелегитимным», – говорится в тексте петиции.
Составители документа также отмечают, что чиновники отказываются комментировать принятое ими решение, либо по-разному толкуют законы.
В самой Росавиации утверждают, что принимаемые меры абсолютно правомерны и направлены на повышение дисциплины обучения и улучшение качества подготовки летного состава.
«Вопросы профессиональной подготовки пилотов находятся вне компетенции ICAO. Действия Росавиации по отзыву лицензий пилотов законны и правомерны. Лицензии отзываются у тех пилотов, которые предоставляли фальшивые документы – например, медсправки, и также завышали время налета, фактически отлетав меньше, чем указано в документах. Такие пилоты не должны управлять транспортным средством, на борту которого находятся сотни человек. На данный момент отозвано более 400 свидетельств пилотов», — заявил по этому поводу советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.
В качестве примера источники в ведомстве приводят ситуацию в Челябинском летном училище гражданской авиации, у которого региональное управление Росавиации пытается отозвать лицензию. По словам чиновников, в учебном заведении подделываются медицинские справки, предоставляется ложная информация о налетах, имеются нарушения при оформлении документов.
Пилоты признают, что на рынке авиационных образовательных услуг действительно работали несколько учреждений, выдававших «липовые» сертификаты. Однако в этом авиаспециалисты склонны винить в том числе и само министерство, которое вначале не наладило должного контроля за процессом, а теперь делает заложниками ситуации добросовестные учебные центры и их выпускников.
Пилоты и прежде высказывали мнение, что чиновники начали проводить «карательную политику» после авиакатастрофы в Казани в 2013 году. Тогда расследование инцидента показало, что за штурвалами погибшего «Боинга» находились бывший штурман и бывший бортмеханик, не прошедшие достаточной летной подготовки.
Поставить точку в затянувшемся споре между федеральным ведомством и профессиональным сообществом, по мнению составителей петиции, должен аудит ICAO. Пилоты рассчитывают, что иностранные специалисты проверят работу учебных центров и дадут рекомендации, как привести работу отрасли к международным стандартам. Кроме того, организацию просят обязать Росавиацию вернуть отозванные летные свидетельства.
Руководство ICAO пока не демонстрирует большого желания вмешиваться в конфликт; в частности, пресс-секретарь организации Энтони Филбин заявил российским журналистам, что «национальные или корпоративные трудовые вопросы в области воздушного транспорта должны решать соответствующие местные учреждения, компании и организации».