Рыбам теперь делают УЗИ и продлевают лето
Ученые Южного научного центра РАН сумели получить черную икру осетровых, выращенных в искусственных условиях, по уникальной технологии. Новый метод позволяет не только сохранить жизнь самкам осетра после «дойки», но и сократить процесс созревания ценных рыб с 15–20 лет до пяти, что повышает экономическую привлекательность проекта.
Экспериментальный модуль расположен на базе «Кагальник» в Ростовской области. Это всего несколько комнат с пластиковыми бассейнами глубиной около метра. По подсчетам ученых, с 10 кубометров воды можно получать в год от 50 до 70 кг ценной рыбы.
Биологический цикл рыбы зависит от смены времен года, температуры и продолжительности светового дня. Чтобы ускорить процесс созревания осетровых, ученые регулируют температурный режим: продлевают «лето» и сокращают «зиму» — время, когда рыбы замедляют рост. Едят рыбы специально разработанный корм, от которого быстрее набирают вес.
— В природе осетры зимой залегают на ямах и спят при температуре около 10°С. Весной же, когда становится теплее, они просыпаются и идут на нерест. Мы регулируем температуру в помещении, и рыбы нерестятся столько раз, сколько нам нужно. Когда им требуется отдых, мы понижаем температуру, и они засыпают, — говорит руководитель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов.
Технология, отработанная в ЮНЦ РАН, годится как для небольших фермерских хозяйств, так и для крупных рыбозаводов.
— Товарную продукцию средней массой 1,5 кг можно получить за год, массой 3,5 кг — за два года, — рассказывает Елена Пономарева, доктор биологических наук, заведующая отделом аквакультуры и водных биоресурсов. — А производителей, дающих пищевую икру, — за
Степень зрелости икры — прямо внутри рыбы — можно определить при помощи аппарата УЗИ. Раньше для этого приходилось делать прокол и вытаскивать икринки, что, конечно же, не шло рыбе на пользу.
«Дойка» осетровых и впрямь напоминает получение молока от коровы. Поглаживание материнской особи ихтиологом, массаж брюшка — и вот в миску потекла икра. Часть ее пойдет в криокамеру, где она будет заморожена до лучших времен. Другие, оплодотворенные, икринки обычным ситом переносят в «рыбий инкубатор», где они остаются на пару недель. Когда мальки подрастут, им вживят электронные микрочипы и отпустят во взрослую жизнь. В дальнейшем, воспользовавшись сканером, по индивидуальному номеру особи ученые смогут получить всю информацию о рыбе: как росла, чем болела и прочее.
— У рыб на глаз отличить самку от самца бывает очень сложно, — объясняет Геннадий Матишов. — А у нас вся процедура занимает несколько секунд. К телу рыбы прикладывается датчик — и на экране высвечиваются все ее половые секреты. Делается это для того, чтобы в дальнейшем регулировать соотношение самок и самцов в рыбном стаде.
Разведение ценных пород рыб в искусственных условиях — вопрос продовольственной безопасности страны, считает Геннадий Матишов.
— Мы уже получили первые 40 кг икры. Наша технология используется в нескольких коммерческих рыбоводческих хозяйствах, но, к сожалению, этого недостаточно. В Норвегии, например, благодаря поддержке государства аквакультура превратилась в процветающую отрасль. Одной только семги там добывают более 700 тысяч тонн в год. В небольшом Вьетнаме в год получают 4,3 млн тонн рыбной продукции. А у нас вся Ростовская область выращивает товарную рыбу в объеме, равном мощностям одной рыбной фермы во Вьетнаме или Норвегии.
Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний недавно посетил Донской осетровый завод в Семикаракорском районе. Это многопрофильное предприятие, специализирующееся на выращивании русского осетра, севрюги, стерляди, белуги, ленского осетра, шипа и веслоноса.
— В Дону появилась стерлядь, и это очень радостное событие, — подчеркнул Андрей Крайний. — Если нам еще удастся закрыть дорогу всем браконьерам, то можно рассчитывать на то, что возродится популяция осетровых рыб в Дону и Азове, как это было 50–70 лет назад.
Для Росрыболовства сейчас очень важно нарастить мощности завода, потому что пока он пропускает менее 3 млн штук малька, а с вводом второй очереди будет уже около 10 млн.