Инструкторами обычно становятся те, чья работа была связана с вождением. Это бывшие испытатели, автогонщики, дальнобойщики и просто автолюбители с большим водительским стажем. Формальные требования невысоки - инструктором по вождению может стать любой человек с правами и водительским стажем не менее трех лет.
Новоиспеченный инструктор не может сразу приступать к обучению. Для начала он сам должен пройти четырехмесячные курсы подготовки на автокомбинате или в автошколе. В конце обучения он сдает внутренний экзамен, по итогам которого получает лицензию на деятельность - свидетельство инструктора.
После получения свидетельства инструктор может начинать работу - преподавать либо в автошколе, либо частным образом. Раз в пять лет каждому автоинструктору нужно подтверждать свои знания и проходить переподготовку в тех же учебных заведениях, где ему были выданы свидетельства.
Чему учат
Первоочередная задача инструктора - научить человека вождению так, чтобы он не создавал аварийных ситуаций на дороге. Они учат своих подопечных маневрированию, движению в городе, проезду перекрестков и перекрестков с круговым движением, прогнозированию дорожной ситуации, поведению в пробке и при парковке в местах с большим скоплением автомобилей, также развивают чувство габаритов автомобиля.
Услуги инструкторов даже в кризис стоят недешево. В Москве частники берут за свои услуги от 800 до 1500 рублей за час занятий, в Подмосковье - до 900. В автошколах расценки немного другие. Инструкторы в них получают около 40 тысяч рублей в месяц, в области - около 30 тысяч. За отдельную плату инструкторы по вождению помогают своим подопечным прокладывать различные маршруты, например дом - работа - дом. На одного ученика приходится минимум 50 учебных часов. Иногда больше, если будущий автолюбитель не уверен в своем мастерстве и просит о дополнительных занятиях.
Количество учеников, с которыми работает инструктор, зависит от автошколы. Заведения, которые хотят, чтобы инструкторы работали качественно, вводят ограничения на количество их учеников - не больше пяти одновременно. Это справедливо и для частников. "Число учеников у частника, готовность приступить к занятиям завтра или через неделю - демонстрация профессионализма частного инструктора", - рассказал в передаче инструктор по вождению Валерий Яковлев. Если инструктор готов начать обучение завтра - это тревожный знак, ведь у востребованного специалиста все расписано на две недели вперед.
Какие сложности
Среди учеников инструкторов как минимум 70% - это женщины. По словам участников передачи, они исполнительнее мужчин. Подавляющее большинство со временем становятся аккуратными водителями. Правда, учить их нужно дольше, чем мужчин, долго и терпеливо объяснять каждое действие. Легче всего, по словам инструкторов, работать с детьми: у них не болит голова ни об ужине для мужа, ни о том, как на этот ужин заработать.
Основные трудности у инструкторов возникают с мужчинами. Например, им частенько приходится переучивать "самоучек", которые самостоятельно осваивали азы вождения. Они думают, что уже все знают, и инструктору очень сложно их переубедить.
Немало хлопот инструкторам доставляют и руководители. Они на первых порах не воспринимают своих инструкторов всерьез, приходят учить, а не учиться. В этом, по словам участников передачи, руководители мужского и женского пола совсем не отличаются друг от друга.
Инструкторы не любят заниматься с теми, кто учится про запас, на будущее. В таких случаях они не чувствуют удовлетворения от работы, ведь водительские навыки нужно закреплять на практике. Если же человек получает права заранее, он, как и инструктор, зачастую тратит свое время зря.