Среди оппозиционных партий, имеющих какие-то шансы пройти в парламент, наиболее активна "Страна законности", лидер которой Артур Багдасарян давно уже метит в президентское кресло.
В начале своей политической карьеры бывший комсомолец Багдасарян был ярым сторонником президента Армении Левона Тер-Петросяна. Он даже посвятил ему книгу, смысл которой сводился к тому, что Тер-Петросян лучший политический деятель Армении всех времен. Однако в 1998 году, когда Тер-Петросян покинул пост президента, Багдасарян быстро переметнулся в лагерь его тогдашних оппонентов - к Роберту Кочаряну и Сержу Саркисяну.
Расчет оказался верным, новые союзники поддержали молодого амбициозного политика. По результатам парламентских выборов 2003 года его партия стала второй фракцией в Национальном собрании, а сам Багдасарян - спикером парламента. Вот тут-то он и стал делать весьма рискованные заявления, идущие вразрез с внешнеполитической стратегией государства. Например, о том, что Армения якобы стремится в НАТО. Кончилось это фактическим разрывом с правящей коалицией. Багдасарян в одночасье стал оппозиционером.
Новая ориентация партии пришлась не по вкусу многим его соратникам, среди которых были влиятельные бизнесмены и политики. Начался массовый исход из "Страны законности". Багдасарян понял, что допустил оплошность, и вновь поменял ориентацию - теперь он позиционирует себя в качестве прозападного политика, надеясь на ответную поддержку.
Статья Багдасаряна "Армения - пленница собственного прошлого" в The Wall Street Journal, опубликованная им в феврале этого года во время поездки в США, позволяет предположить, что Багдасарян обрел-таки новых покровителей за океаном. Так, очевидно, не случайно он фактически снимает с повестки дня вопрос о геноциде армян в Турции в 1915 году. По его мнению, "муссирование печальных исторических воспоминаний препятствует развитию отношений с соседними странами, в первую очередь с Турцией и Азербайджаном". Заявление, очень рискованное для любого армянского политика. Назвать геноцид "печальными историческими воспоминаниями" значит бросить вызов национальным чувствам армян. Но Багдасарян решился на это, видимо, подталкиваемый определенными силами в США и Турции.
По словам армянского журналиста Давида Григоряна, "с Багдасаряном активно взаимодействуют те силы, которые лоббируют турецкие экономические и геополитические интересы в Закавказье. В обмен на их поддержку Багдасарян призывает к "обновленному" взгляду на армяно-турецкие отношения. В своих публичных выступлениях он фактически дублирует официальные аргументы, которые Анкара предъявляет Армении".
В той же статье Багдасарян заявляет о том, что его страна должна переориентироваться на Запад: "Чтобы Армения достигла экономического и политического прогресса, нам необходима предсказуемая внешняя политика, а для этого нужно наладить тесные контакты с ЕС и НАТО".
Наконец в этой же статье Багдасарян делает традиционное для "оранжевых" политиков заявление: "На выборах нам понадобятся иностранные наблюдатели. Следует оказать поддержку миссии ОБСЕ в Армении, чтобы она могла выполнить свою задачу".
Какой же смысл вкладывается в слова о "задаче" ОБСЕ? Это стало ясно из опубликованной газетой "Голос Армении" записи конфиденциального разговора, состоявшегося, по сведениям издания, между Артуром Багдасаряном, его советником по вопросам внешней политики Тиграном Мкртчяном и высокопоставленным британским дипломатом Ричардом Хайдом. Газета сообщает, что "в ходе разговора Багдасарян... неоднократно пытался внушить своему британскому собеседнику мысль о целесообразности вмешательства международных организаций в предвыборные процессы".
В частности, Багдасарян интересуется: "Как вы думаете, со стороны Евросоюза до выборов какой-либо сигнал тревоги будет озвучен?" Собеседник ему объясняет, что "нам нужно некое однозначное нарушение, чтобы Евросоюз выступил с подобным заявлением". Этот ответ не охладил пыла Багдасаряна. Он заявил представителю Великобритании, что "если будут фальсификации, люди выйдут на улицу, и вы не сможете сказать, что все хорошо, если 100-200 человек арестуют, а это неизбежно". Иначе говоря, еще и выборы не состоялись, а лидер "Страны законности" уже требует от своего европейского собеседника признания их нелегитимности, навязывая технологию "оранжевого протеста".
После публикации данная запись получила большой резонанс в Армении. Президент Кочарян дал поручение разобраться в ее подлинности и недавно, выступая перед студентами в Ереванском государственном университете, констатировал, что запись оказалась аутентичной. "Я считаю это проявлением предательства, - заявил Роберт Кочарян. - Еще более неприемлем тот факт, что инициатива данной встречи исходила от Артура Багдасаряна. Трудно представить себе, что бывший спикер парламента так низко пал".
Однако даже ценой падения лидеру "Страны законности", похоже, не удастся покорить политический олимп. Запад не планирует, по крайней мере пока, "оранжевой революции" в Армении. По мнению американского эксперта по вопросам политического, военного и экономического развития стран бывшего Советского Союза Ричарда Киракосяна, США не будут экспортировать демократию в Армению, а сделают акцент на стабильное развитие страны. На проходившей в Ереване международной конференции Киракосян, в частности, заявил: "Армения взяла путь на эволюционные, а не революционные процессы, и майские выборы в парламент станут важным тестом на демократию". По словам эксперта, госдепартамент США изменил политику и не ожидает идеальных выборов, являющихся лишь одним элементом демократии, но рассчитывает на прогресс и развитие на пути демократизации Армении.
Багдасаряна явно не устраивает политическая стабильность и "эволюционное развитие Армении". Ведь электорат все меньше доверяет ему, помня извилистый путь этого политика. Армянские избиратели хорошо понимают и цену его обещаний, и последствия его действий. К сожалению, Багдасарян, видимо, забыл, что выборы в Армении - суверенное право ее народа, и именно он, а не западные советники сделают окончательный и законный выбор.