О САМОМ НАСУЩНОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ОТСТУПЛЕНИИ
- Сергей Михайлович, для начала о самом насущном. Какими вам видятся через 2 - 3 года уровень пенсий и уровень минимальной заработной платы в нашей стране?
- Считаю, что нормальная пенсия у россиян должна быть не ниже 7 - 8 тысяч рублей, причем это самый нижний ее порог. Средняя должна быть 10 - 12 тысяч. Что касается зарплаты, то нам всем в целом недоплачивают катастрофически - любой россиянин за любой труд должен получать сегодня в 3 - 4 раза больше. Откуда такая цифра? Доля заработной платы во внутреннем валовом продукте в России составляет 22 процента. Берем любую так называемую развитую страну - там она доходит до 80 процентов. Вот вам эти самые 3 - 4 раза. То же самое по пенсиям: любая пенсия должна составлять не менее 50 процентов от максимального заработка человека во время его работы, а по достижении им 70 лет - две трети его заработка.
- У государства сегодня есть такие возможности?
- Есть. Об этом, кстати, говорил и президент в своем Послании. Создается Фонд благосостояния населения, куда будут переводиться средства, вырученные от продажи государством в частные руки объектов, предприятий, конкретных зданий, сооружений. И мы предлагаем, чтобы целевым образом все деньги от приватизации были направлены именно в этот фонд.
- Сергей Михайлович, на днях, давая отчет о Послании президента Федеральному Собранию, пять газет, в числе которых и "Труд", будто сговорившись, вынесли в заголовок слова президента о том, что писать политическое завещание ему преждевременно. И каждый в этой фразе услышал свое. Что в этих словах услышали вы?
- Спасибо за вопрос, потому что я тоже услышал свое. Прежде всего, он сказал о том, что следующей весной с посланием Федеральному Собранию будет выступать другой президент. Далее заметил, что ему еще преждевременно выступать с политическим завещанием. А в последнем, так называемом лирическом отступлении твердо заявил о том, что все 8 посланий, с которыми он обращался к Федеральному Собранию, - это план развития и укрепления России, и выполнять этот план придется всем, кто находится в зале. Заметьте, что сам Путин в это время также находился в зале. Значит, это относится и к нему.
Не так давно я выступил с инициативой обсудить возможность внесения изменений в Конституцию России. Лидер "Единой России" Борис Грызлов отреагировал через два часа, заявив, что Конституция незыблема. Обратите внимание, что сам президент в обращении ничего не говорил о том, что Конституцию менять нельзя. Не говорил он на этот раз и о том, что не пойдет на третий срок. Путин сказал, что следующее послание будет оглашать другой президент. В этой связи мне подумалось о том, что если нынешний беспартийный президент станет в ближайшем будущем партийным президентом, то это будет, естественно, другой президент. Такие вот интересные мысли у меня возникли.
Для меня несомненным является то, что Владимир Путин примет самое деятельное участие в реализации планов, представленных им в восьми Посланиях. Вспомним его же слова о том, что он найдет себе место в строю. Человек, который ставит столь масштабные конкретные задачи, оперирует цифрами и выдвигает предложения, явно не собирается на покой.
- Была ли какая-нибудь реакция Кремля, региональных элит на ваши предложения по изменению Конституции?
- Из Кремля никакой реакции не было. Что же касается местных законодательных собраний, то в 14 из них этот вопрос обсуждался. Были высказаны разные мнения. Ведь я по существу сделал не одно, а три предложения. Увеличить срок президентских полномочий до 5 лет, до 7 лет или разрешить не 2, а 3 срока подряд. Что любопытно, неофициально многие региональные законодатели заявляют: как президент скажет - так и поступим. Но я, внося свои предложения, прежде всего хотел узнать их гражданскую позицию, хотел, чтобы они высказались, насколько, по их мнению, эта тема важна для всего общества, нужно ли ее всенародное обсуждение?
Я считаю, что в этом году мы еще можем успеть изменить Конституцию и продлить президентские полномочия до 7 лет. Это возможно сделать путем принятия обычного федерального конституционного закона, который голосуется двумя третями Госдумы, тремя четвертями Совета Федерации, а затем двумя третями Законодательных собраний регионов. Этот закон автоматически вступает в силу и вносится в Конституцию.
Я С ГРЫЗЛОВЫМ ПОШЕЛ БЫ В РАЗВЕДКУ
- В последнее время складывается необычная для большой политики ситуация, когда стоит вам выступить с содержательным заявлением - в ответ следует опровергающая реплика спикера Госдумы.
- Я уже думал на эту тему, и у меня даже возникла шутливая мысль, а что если я выступлю с заявлением о том, что трава - зеленая, небо - голубое, а вода - мокрая? Неужели и здесь меня опровергнут?
На самом деле я очень рад этой полемике. Она свидетельствует прежде всего о том, что после создания партии "Справедливая Россия" в стране началась реальная политическая конкуренция, становление настоящей, а не придуманной многопартийности.
Понимают и наши оппоненты из "Единой России".В политической борьбе надо участвовать, быстро реагировать. Как у них это получается, пусть судят другие.
- На наш взгляд, пока инициатива за вами, а они больше обороняются.
- Мой жизненный принцип: лучшая оборона - это наступление.
- В этой связи хотелось бы спросить у вас, поддерживаете ли вы помимо чисто деловых, рабочих неформальные отношения с Борисом Грызловым?
- Отношения с Борисом у нас нормальные, мы с ним регулярно пьем чай. У нас сложилась традиция - раз в месяц я приезжаю к нему в Госдуму, и мы по часу, по два обсуждаем самые разные проблемы. Затем он наносит визит в Совет Федерации.
Хочу сказать и о своем отношении к персональному составу "Единой России". Среди них много достойных, честных и порядочных людей, настоящих патриотов, c которыми, как я чувствую, у нас больше общего, чем разного. К сожалению, немало и другой публики: подлецов, подхалимов, приспособленцев и вообще людей корыстных, очень далеких от того, что называется гражданской позицией. Беда "Единой России" в том, что они стали профсоюзом чиновников, бюрократов. Обратите внимание на историю с мэром Владивостока, который находится сейчас под следствием. Этот человек, широко известный в криминальных кругах и имеющий даже соответствующую кличку, до сих пор не исключен из "Единой России". То есть всем демонстрируется круговая порука, мораль корпорации, корпоративного сообщества. Не уверен я и в прочности рядов этой партии. Знаете, как бывает, только дунет осенью легкий ветерок, а с дерева уже все листья облетели. Вот и здесь, случись что, разбегутся единороссы кто куда. Ведь у этой партии нет своей идеологии. Я никогда не соглашусь с претензией " Единой России" на монополию. Мне не нравится, что они приписывают себе все, что сделал президент, все, что построено на деньги налогоплательщиков. Здесь вполне уместно вспомнить старую присказку: "Прошла весна, приходит лето - спасибо партии за это!"
Возвращаясь же к Борису Грызлову, скажу, что мы с ним товарищи, общаемся и в неформальной обстановке, можем поспорить, поругаться, но сохраняем при этом нормальные человеческие отношения. И не дай Бог, конечно, но, если понадобится защищать интересы страны, курс президента Путина, то у меня есть ощущения, что я буду находиться по одну сторону баррикад с Борисом Грызловым. В этом я абсолютно уверен.
СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ В СЕНАТЕ НЕ БУДЕТ
- В своем Послании Федеральному Собранию В.Путин сказал об одной из ваших инициатив - о цензе оседлости членов Совета Федерации. При этом президент оговорился, что революций нам не нужно.
- Действительно, это была моя инициатива, и к моменту, когда президент произносил эти слова, закон был уже подготовлен. Вечером того же дня он был внесен в Государственную Думу. Хочу здесь отметить три принципиальные позиции. Первая: кандидат в члены Совета Федерации должен не менее 10 лет постоянно или временно в совокупности проживать в этом регионе. Следующая норма закона предполагает, что работа члена СФ от того или иного региона входит в этот срок. Третья позиция гласит, что после вступления в силу указанного закона его нормы не распространяются на тех, кто уже является членом СФ. Таким образом, мы избежим тех самых революций, о которых говорил президент.
- Сергей Михайлович, у ваших политических конкурентов сильные молодежные движения - к примеру, у единороссов вовсю активничает "Молодая гвардия". А вашей молодежи почему не видно, не слышно?
- Не соглашусь! Например, на прошлой неделе прошел учредительный съезд нового молодежного общественного движения "Победа" - объединились "Энергия жизни", молодые "народники", так называемый молодежный парламент, молодежное движение северо-западного региона "Жизнь молодая". Есть у нас и другие молодежные движения. Всякой ерундой - переодеванием в Снегурочек или Дедов Морозов - заниматься не будем. А вот социальные акции приветствуем - недавно ребята "вшивали" сердце манекену министра Зурабова, причем делали это напротив администрации президента на Старой площади. Проводили они и акцию "Жилье для молодежи". Сейчас, накануне праздника Победы, раздают на улицах всем желающим Георгиевские ленточки - 10 тысяч молодых людей только в Москве.
- А почему тогда телевидение все это не освещает - хорошее ведь дело? Хотя, Сергей Михайлович, ходят слухи, что есть некий запрет на ваше появление на телеканалах. Как вы это прокомментируете?
- Прокомментирую очень просто: похоже, что это правда. А почему - мне не понятно.
- Однако вернемся к деятельности Совета Федерации. За последние полгода произошло несколько громких историй с сенаторами - Вавилов, Изместьев. Скажите, это тоже результат вашей принципиальной позиции или эти дела стали неожиданностью и для вас?
- Честно скажу, многие вещи все-таки были неожиданны. Однако когда арестовали, к примеру, Изместьева, он уже не был членом Совета Федерации, и я не скрываю, что перестал им быть как раз по моей инициативе. Есть еще некоторые господа, которых я не пускаю в Совет Федерации, потому что у меня есть веские на то основания.
- А как вы их не пускаете - с технической точки зрения?
- Могу честно сказать, их документы по году лежат у меня на столе - я их просто не подписываю. Почему я так спокойно и смело об этом говорю? Потому что у меня есть документы, подтверждающие правильность моей позиции. Я не просто так кого-то в Совет Федерации не пускаю - усы, например, мне его не понравились. Если я не пускаю, то отвечаю за свои действия.
- Не боитесь, что врагов себе наживете?
- Не боюсь. Кстати, никакого закона я при этом не нарушаю - нигде не прописана обязанность Совета Федерации в течение определенного времени рассмотреть кандидатуру будущего сенатора.
- Сергей Михайлович, нетрудно ли руководить, когда большинство в зале - ваши политические оппоненты?
- Во-первых, в стенах Совета Федерации регламентом запрещены всякие фракции, да и вообще партийная работа. И у кого какой партийный билет - это его личное дело. Во-вторых, законодательная работа заставляет людей быть ответственными и думать не только о том, как исполнить партийную установку. Я горжусь своими коллегами - членами "Единой России", которые при отклонении закона о Знамени Победы проголосовали "против", хотя им была дана строгая команда голосовать "за". Они потом, я знаю, получили по полной программе. Кстати, напомню на всякий случай: у нас в Совете Федерации 112 членов "Единой России", а для принятия любого закона достаточно 89 голосов.
И когда мне говорят - вот вы, председатель Совета Федерации, выступаете против такого-то закона, а что же вы его пропустили, я даже это не комментирую. Умный сам поймет.
У нас, Мироновых, крепкие корни
- Сергей Михайлович, знаем, что вы человек верующий. Как вы относитесь к возрастающей роли православной церкви в жизни государства, встречаетесь ли с иерархами, помогают они вам в работе?
- Встречаюсь, помогают. Я напомню, что по моей инициативе в Совете Федерации была создана Объединенная комиссия по национальным вопросам и отношениям государства и религиозных объединений. Мы встречаемся и активно сотрудничаем со всеми конфессиями. Я исхожу из одной простой истины: все традиционные религии, представленные в России, несут в себе нравственные и духовные начала, побуждают человека к самосовершенствованию. Это тем более ценно, когда видишь, до какой опустошенности, до какого мракобесия и до какого маразма иногда доходят наши сограждане. За примерами далеко ходить не надо - посмотрите какое-нибудь теле-шоу, послушайте, какие темы они там вместе с ведущими обсуждают. Волосы дыбом!
- Сергей Михайлович, напоследок - личный вопрос. Сейчас во многих школах детишек просят составить свои родословные. Учителя сетуют - дальше прабабушек никто никого не помнит. А вы свои корни знаете?
- Я помню только своих дедушек, бабушек и совсем смутно прадедов: по линии отца и по линии матери. Моя мама из новгородских крестьян: мой дед Федор Никитич Варламов жил в селе Большая Любунь Новгородской области и до революции был единственным грамотным человеком на селе. Кстати, и у моего отца, и у моей матери - удивительный почерк, а я, увы, пишу, как курица лапой. Дед по линии отца - из деревни Полоски, сейчас это Тверская область, раньше была Смоленская. У них была крепкая крестьянская семья - 8 сыновей, 4 дочери. Батраков не было, работали сами. Естественно, в 1934 году они попали под раскулачивание, переселили их на окраину села. А в 1937 году забрали деда, бабушку, трех старших братьев. Мой отец чудом избежал этой участи - он тогда учился на пятидневке в соседней школе за 8 километров. Когда на выходные пришел домой, то на околице староста дал ему метрику и сказал: "Всю семью арестовали, поезжай учиться на курсы бухгалтеров". Деда расстреляли. Из его старших братьев кто-то погиб на войне, кто-то отсидел. Только бабушку отпустили.
Кстати, когда я стал председателем Совета Федерации, то направил запрос в ФСБ Смоленской области, и мне прислали дело деда. Некоторые документы были заполнены его собственной рукой. Я обнаружил в деле потрясающую деталь: в графе "социальное положение" написано "кулак". Но видно, что дед не хотел писать это слово, а его заставили - оно совершенно по-другому написано, другой наклон, видны брызги чернил. Дед, видимо, четко понимал, что, написав слово "кулак", он подписывает себе смертный приговор.
В 2003 году я впервые съездил на родину отца, впервые побывал на могиле моей бабушки - я ведь даже не знал, что бабушку звали Марина. Родители мои были коммунисты. Отец только в 1979 году, за год до своей смерти, рассказал мне истинную историю нашей семьи. Я был тогда комсомольцем и вдруг узнаю - дед кулак, расстрелян, репрессирован. До этого он мне никогда ничего подобного не рассказывал.
В той деревне Полоски до сих пор стоит дом моего деда, когда его раскулачили, то там поначалу сельсовет был, потом школу открыли. И вот что удивительно: в этой деревне многие помнят моих родных! Кстати, половина деревни - Мироновы. Когда в 2004 году я баллотировался кандидатом в президенты, то в этом районе за мою кандидатуру было отдано 39 процентов голосов! Да и как иначе - вся деревня родня! Вот такие у меня крепкие корни.
Подготовили