ОБМЕН БЕЗ ОБМАНА

За рубежом такая система существует. Мой знакомый из Германии, пользуясь ей, через каждые год - полтора сдает свой "мерседес", доплачивает определенную сумму и получает новый. В России тоже есть автосалоны, где производят подобный обмен...

Ну и дотошный этот оценщик Александр Иванович - "можно Саша". Мою 6-летнюю "БМВ" он разве что не под лупой осматривал. И нашел такие "увечья", о которых я не подозревал.
- Видите, вмятинка, - говорил он, поглаживая крышу. - Она долларов на 20-30 потянет.
Это значило, что цена машины упадет. Моя попытка смягчить сердце оценщика шуткой, что, дескать, вмятинка на скорость не влияет, не увенчалась успехом: только из-за микросколов, мелких царапин, потертостей, грязных половиков и прочих "мелочей" набежало около 700 долларов. Эх, надо было, как советовали знатоки, перед поездкой в автосалон провести предпродажную подготовку - в 400-500 "зеленых" можно уложиться.
После внешнего осмотра мою "БМВ" загнали в бокс для компьютерной диагностики двигателя. Оценщик и здесь продемонстрировал суровость.
- Если изъяны обнаружатся во время предпродажной подготовки, мы сообщим о них дополнительно. А сейчас замена масел, тосола. Все обойдется нам в 300 долларов. Это мы делаем обязательно. Плюс новые свечи - по 18 евро за штуку. Сама диагностика - 2000 рублей.
- Это же грабеж. Везде за нее берут не больше тысячи, - попробовал возразить я, но невозмутимый "можно Саша" только руками развел. За проверку ходовой части он запросил 700 рублей. Я опять заметил, что специальный автосервис для "БМВ" проводит эту работу бесплатно, и у меня есть заключение, сделанное буквально три дня назад.
- Не катит, - строго ответил оценщик. Потом я узнал, что таковы неписаные правила практически во всех пунктах обмена авто. Кстати, техконтроль ГИБДД тоже не признается, как и оценка эксперта-криминалиста, который устанавливает: числится ли машина в угоне, попадала ли в серьезную аварию. Короче, каждый автосалон доверяет только своим специалистам.
В Москве ежемесячно обменивается 20-30 автомашин. Очень мало, если учесть, что за это же время в столице продается и покупается где-то 30 тысяч авто. Возможно, скептическое отношение к такого рода обмену как раз и связано с тем, что наши автосалоны и магазины работают по принципу "кто во что горазд". Есть автосалоны, где принимают автомобили разных марок, но только иностранных. Там можно сдать, к примеру, немецкий автомобиль и получить взамен, естественно, доплатив разницу в цене, новенький корейский или японский. С оценкой технического состояния автомобиля тоже обстоит по-разному. Кто-то ее проводит за свои деньги или вычитает из зачетной суммы при оплате новой машины. Кто-то требует выложить наличные - видимо, опасаясь, что клиент "уплывет". Есть "точки", где меняют российские машины на российские. Но их мало, хотя система "ты - мне, я - тебе", как считают специалисты, тут очень бы подошла. Отечественные автомобили недороги по сравнению с иномарками. Подержанные будут брать с удовольствием те, у кого не хватает денег на новые. Ведь в Германии подобная система работает хорошо именно потому, что товар, хоть и не первой свежести, не залеживается на "прилавках". Поношенные "мерседесы", "ауди", "БМВ", "фольксвагены" Восточная Европа и Россия отрывает с руками.
...И вот наступил самый интересный момент. "Можно Саша" вынес приговор:
- Мы можем заплатить за вашу машину 15 тысяч долларов.
Эта явно заниженная сумма меня не удивила, поскольку к разговору о цене я подготовился заранее. Главный принцип такой: торговаться, что называется, до упора. Но чтобы делать это более-менее грамотно, надо знать кое-какие тонкости. Для начала требуется определить рыночную стоимость машины. Мне это помог сделать сосед, который торгует иномарками. По его подсчетам вышло 19 тысяч долларов, но если постараться, то "можно спихнуть" и за 20. Понятно, что такую сумму оценщик не предложит, ведь и магазин должен что-то заработать. Но и тут есть закономерность, которую следует помнить: в среднем в столичных салонах рыночная стоимость занижается на 10-15 процентов. И это считается нормой. Когда я сказал об этом, оценщик сразу же опустил планку до 16 тысяч, я поднял до 18. Тогда я сказал, что некоторые неполадки устраню своими силами и после этого готов отдать машину за 17,5 тысячи. Оценщик пообещал подумать.
Я - тоже. А поразмышлять действительно есть над чем. Например, что продать машину на рынке мне самому просто не удастся. Не умею я этого делать, да и со временем - просто беда. Можно, конечно, просто на продажу без всякого обмена выставить "БМВ". Но тогда придется ждать, возможно, долго, пока ее кто-то купит. А за услуги салон все равно возьмет те же 10 - 15 процентов от вырученной суммы. Так что выгода если и будет, то небольшая.
Вот и получается, что даже российский вариант обмена старой машины на новую в перспективе дело прогрессивное. Ведь очень заманчиво приехать в салон на подержанном авто, а уехать на новеньком...