НЕ ЖИЗНЬ, А КАРУСЕЛЬ

Дом многодетной семьи Орловых похож на все другие на улице Красной, но одно отличие все же есть: перед ним стоит железная карусель. - Это нам когда-то дедушка Миша сделал, - сообщил мне словоохотливый 10-летний Данилка. - Ее несколько раз пытались ночью украсть, но дедушка так хорошо закрепил, что жуликам не по зубам... От этой карусели - только неприятности, скажет потом хозяин дома Владимир Николаевич. Один сосед все строчил жалобы в администрацию: на карусель сбегаются дети со всей округи, галдят, а ему шум мешает... Теперь из горадминистрации известили: мол, поскольку карусель стоит на городской земле, то она - собственность муниципалитета... Чиновникам, видать, мало других забот.

В общем, как любая многодетная семья, Орловы не избалованы доброжелательным вниманием. Правда, говорить они об этом отказались, но некоторые факты поневоле всплывали в разговоре. Например, их дети ходят в разные музыкальные школы. Почему не в одну? "Чтобы никто не кривился, как их много". А вот прошлогодний случай. После пожара в доме Орловы решили взять в банке небольшую ссуду на ремонт - пошли в банк, а им отказали: "Такие мелкие кредиты не даем..." - "Да у нас многодетная семья, большую сумму не осилим". - "Нечего было столько рожать". Этот тупой упрек они не раз слышали от соседей, чиновников, продавцов, работников бухгалтерий, у которых приходится брать справки для оформления детских пособий... Да и сами пособия - по 70 рублей на ребенка - оскорбительны. Но чтобы получить эти гроши, Орловым приходится регулярно представлять справку, какое у них домашнее хозяйство. Ведь не только каждая корова или свинья засчитываются в среднедушевой доход, но и курица, кролик, пчелиная семья... Так, по утвержденным областной властью нормативам, одна корова - это 5240 рублей дохода в год, 10 кур - 400 рублей, одна крольчиха - 350, одна сотка земли - 50 рублей. Все эти "доходы" складываются с зарплатой родителей, делятся на всех домочадцев, и, если средняя сумма хоть на рубль окажется выше прожиточного минимума, не видать семье детских пособий. Неужели подсобное хозяйство семьи с десятью детьми кто-то всерьез считает бизнесом? Это же единственное народное средство выживания в нашей бедствующей стране.
Орловы, рожая одного ребенка за другим, причем в период перестроечного обвала экономики, не могли рассчитывать на помощь государства - только на свои силы. Поэтому они держат трех коров, двух поросят, кур, уток, кроликов, пчел... Есть огород возле дома, земля в селе Нижние Деревеньки. Супруги все годы недосыпали-недоедали, но дети никогда не были голодными. Подрастая, становятся помощниками в хозяйстве. Причем у каждого четкие обязанности: самые маленькие ухаживают за кроликами, птицей, средние - за поросятами, старшие вместе с матерью управляются с коровами, даже доят. Все вместе работают на огороде, заготавливают с отцом сено, дрова (газ сюда не дошел - Орловы спасаются русской печью). Они вообще проповедуют принцип: "Только всей семей". Даже когда кому-нибудь из детей предлагают путевку в летний лагерь, ответ один: поехали бы, но все. Захотел старший сын Николай учиться в музыкальной школе - за ним, подрастая, и остальные потянулись к музыке. Когда он поступил в Военно-морской институт подводного плавания имени Петра Великого в Санкт-Петербурге - туда же уехали Сергей, Михаил, Владимир...
Соседи недоумевают: как это Орловым "удалось устроить" в престижное учебное заведение одного за другим четырех сыновей? В школе они не были отличниками, и денег, чтобы "проспонсировать поступление", в семье отродясь не водилось. Отсюда нехитрый вывод: значит, родственник есть в институте. Мария Михайловна со смехом отмахивается от такого предположения: "Да нет у нас никого. Просто ребята сильно хотели стать морскими офицерами. Они же привычны к большим нагрузкам"...
Сейчас в России редко кто рожает по десять и больше детей. Многодетными считаются уже те, кто родил троих. Как Орловы решились на такую ношу? Говорят: просто любили друг друга, хотели, чтобы у них была большая дружная семья, как прежде на Руси. Дети рождались благополучно, крепенькие и здоровые, так что каждая новая беременность была в радость. Конечно, материально им и сейчас нелегко. Но, как говорит Владимир Николаевич: "Когда все дети желанные, трудности не так заметны".
Мария Михайловна, несмотря на частые беременности, работу медсестрой не оставила. Хотя что в прежнее время, что теперь это одна из самых низкооплачиваемых профессий в стране. У Владимира Михайловича, железнодорожного машиниста, только в последние годы заработки стали подрастать, но экономические потрясения не обошли и эту отрасль. Но на эти зарплаты семья из 12 человек не проживет. Главная опора - хозяйство.
"Орловы просто восхищают своим трудолюбием и оптимизмом, - говорила мне заведующая районным отделом социальной защиты Валентина Сорокина. - Боюсь, больше таких замечательных многодетных семей не будет". Увы, по словам социальных работников, в районном списке многодетных семей больше половины считаются неблагополучными. Родители пьянствуют, дети бедствуют. Никаких средств на их поддержку в районе нет. Крутятся - кто как может.
Власть только на словах радеет за повышение рождаемости, потому что население страны катастрофически сокращается... На деле же ничем, кроме 70-рублевой подачки, семьям не помогает. Больше того - находит то, что еще можно отнять. Вот до монетизации льгот многодетная семья Орловых имела право бесплатного проезда в городском транспорте - теперь лишилась. Есть положение о бесплатной выдаче детям из таких семей школьной и спортивной формы, бесплатных обедов, но у школы нет средств. Даже почетное звание "Мать-героиня" после кончины советской власти было упразднено. Стоит ли удивляться, что у многодетных семей порой не жизнь, а горькая карусель?