Но год за годом ситуация менялась: "Ника" постепенно матерела, обретала в общественном сознании вес и цену. И сегодня, когда наше кино встает с колен, когда оно потихонечку возвращается в отремонтированные и заново построенные кинотеатры, когда хорошо "раскрученный" фильм приобретает немалые прокатные перспективы, "Ника" вдруг стала всем нужна, всем интересна. Недаром Никита Михалков, долгие годы игнорировавший главную кинопремию года, не отдававший на суд академиков свои знаменитые картины "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник", решил взять "Нику" под свое крыло. Постановлением секретариата Союза кинематографистов, который Никита Сергеевич возглавляет, создана автономная некоммерческая организация, призванная реформировать национальную кинопремию.
Так что в прежнем своем качестве во главе с Виктором Мережко и Юлием Гусманом, на заре перестройки придумавшим это действо, "Ника" прошла, похоже, в последний раз. И оттого на четырнадцатой по счету церемонии вручения призов, состоявшейся по традиции в Доме кино, то и дело царили ностальгические нотки. Вспомнили лауреатов прошлых лет, среди которых такие корифеи экрана, как Тенгиз Абуладзе, Эльдар Рязанов, Олег Ефремов, Ролан Быков, Алексей Герман, почтили память ушедших мастеров, отдали дань самим отцам - основателям "Ники".
Те, в свою очередь, провели церемонию с подлинным блеском: пятичасовое шоу смотрелось как хорошо придуманный и отлично поставленный фильм, в котором нашлось место и напряженной интриге (что там в конверте?), и торжественным речам, и веселому смеху. Запомнились блистательные юмористические импровизации Юлия Гусмана, ироничные пассажи Аркадия Инина и Аркадия Арканова (особенно вот этот: "Оскар" все хотят, а "Нику" все имеют"), невероятно смешной концертный номер Максима Галкина, во время которого он с равным успехом пародировал Никиту Михалкова и Владимира Путина, Валерию Новодворскую и Тамару Гвердцители... Наконец, подлинным апофеозом вечера стало вручение "Ники" Вячеславу Тихонову в номинации "Честь и достоинство", когда зал, повинуясь единому порыву, встал, чтобы со слезами на глазах поприветствовать постаревшего, поседевшего, но не утратившего гордой осанки Андрея Болконского и незабываемого Штирлица...
Но если имя Тихонова в качестве обладателя "Ники" было объявлено заранее, то другим претендентам на премию пришлось не на шутку понервничать, ожидая вердикта академиков, к которым имеет честь принадлежать и автор этих строк. На сей раз суд моих коллег - а в голосовании приняли участие 208 человек - вызвал в кулуарах немало пересудов (да простится мне этот невольный каламбур). Так, еще на стадии предварительной селекции были отсеяны такие известные, во многом определившие облик киногода фильмы, как "Свадьба" Павла Лунгина (приз в Канне!), "Тихие омуты" Эльдара Рязанова (Гран-при "Киношока"), "Зависть богов" Владимира Меньшова, "Брат-2" Алексея Балабанова, "Фортуна" Георгия Данелии, "ДМБ" Романа Качанова... Только по второразрядным номинациям прошла "в финал" картина "Москва" Александра Зельдовича, показанная в Венеции и объехавшая с тех пор полмира...
Не скрою, поначалу список претендентов на "Нику", в котором отсутствовали вышеперечисленные картины, а также ряд других достойных лент вызвал у меня внутренний протест. А по зрелому размышлению я с ним вполне примирился. Во-первых, как мудро заметил поэт, "пряников сладких всегда не хватает на всех". И это просто здорово, что мы наконец дожили до времен, когда интересных фильмов у нас выходит гораздо больше, чем способен вместить шорт-лист "Ники". По мне пейзаж из десяти-пятнадцати достойных, конкурентоспособных лент куда интереснее, чем возвышающийся над кинопустыней одинокий шедевр. Во-вторых, при всяком массовом голосовании крайности неизбежно отсекаются. Вот и в этот раз академики подвергли сомнению как эстетический, "снобистский" радикализм "Москвы" (пускай, мол, получает свое на фестивалях арт-кино), так и последовательные поиски Меньшова, Рязанова, Данелии, Балабанова в сфере "зрелищного" кино (эти, мол, возьмут свое "кассой")... Что касается Павла Лунгина, давно живущего во Франции, то он, на мой взгляд, "пролетел" со своей "Свадьбой" как "чужак", как носитель "импортного" взгляда на нашу российскую действительность. Да и Канны с Венецией нам, мол, не указ... То ли дело "Кинотавр"!
В итоге академики в главных номинациях увенчали лаврами как раз лауреатов прошлогоднего "Кинотавра" - фильмы "Дневник его жены" Алексея Учителя (три "Ники", включая за лучшую картину года) и "Лунный папа" Бахтиера Худойназарова ("Ника" за лучшую режиссуру). Это, кстати говоря, весьма достойные ленты, в которых достаточно яркий, не расхожий киноязык гармонично уживается с очевидным зрелищным потенциалом, а "космополитичная" форма не мешает начинять их сугубо "нашенским" содержанием. Так что победили картины отнюдь не средние, как можно было предположить, а, скажем так, находящиеся в середине, в сердцевине потока, именуемого кинематографическим мейнстримом. С таким выбором академиков можно спорить (лично я огорчен неприятием моими коллегами незаурядной картины "Москва"), но не признать в нем известную логику нельзя. И это вселяет надежды на будущее "Ники", если, конечно, грядущее реформирование киноакадемии, предпринятое Михалковым, не разрушит сложившийся в ней баланс интересов и сил...
Пока же ничего страшного не произошло, а, наоборот, случился приятный сюрприз: министр культуры России Михаил Швыдкой выделил творческой группе "Дневника его жены" 20 тысяч метров пленки "Кодак" на следующий фильм, а новый генеральный директор "Ники" Игорь Шабдурасулов вручил победителям во всех номинациях (всего их 14) ключи от машин ВАЗ-2153. До сих пор лауреаты обходились только бронзовой статуэткой и моральным удовлетворением, а в этот раз стали вдобавок еще и обладателями "пятерок". На следующую "Нику" они приедут уже не на метро, а на своих колесах...
ЛАУРЕАТЫ "НИКИ" В ОСНОВНЫХ НОМИНАЦИЯХ:
Лучший неигровой фильм - "Марш Победы" (режиссер Тофик Шахвердиев).
Лучший анимационный фильм - "Адажио" (режиссер Гарри Бардин).
Лучший игровой фильм - "Дневник его жены" (режиссер Алексей Учитель).
Лучшая режиссерская работа - Бахтиер Худойназаров ("Лунный папа").
Лучшая сценарная работа - Анатолий Гребнев ("Дом для богатых").
Лучшая операторская работа - Юрий Клименко ("Дневник его жены").
Лучшая музыка к фильму - Исаак Шварц ("Послушай, не идет ли дождь").
Лучшая работа художника - Александр Толкачев, Владимир Ермаков ("Русский бунт").
Лучшая мужская роль - Андрей Смирнов ("Дневник его жены").
Лучшая женская роль - Зинаида Шарко ("Луной был полон сад").
Лучшая роль второго плана - Сергей Гармаш ("Нежный возраст").