На торжественной церемонии закрытия театрального форума было вручено 26 дипломов его участникам: режиссерам, артистам, художникам, приехавшим из разных городов России, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Стоит отметить, что на этом смотре было учреждено целых два Гран-при. Один, стоимостью в тысячу долларов, изготовленный местными умельцами из драгоценного металла и камня-змеевика, получил театр имени Янки Купалы за спектакль "Лес" по пьесе Александра Островского и уехал в Минск. Второй - остался в Тольятти, в кабинете художественного руководителя театра "Колесо" Глеба Дроздова, которому принадлежала идея фестиваля, воплощенная им в жизнь вместе с директором театра Эдуардом Кониным и группой единомышленников.
По предварительным расчетам, фестиваль обошелся городу в 4,5 миллиона рублей, значительная часть которых была внесена тольяттинскими спонсорами, в первую очередь Волжским автомобильным заводом. Министерство культуры обещало дать 200 тысяч рублей, но пока их никто не видел. Большинство приглашенных театров оплачивали дорогу сами и жили в благоустроенных летних пансионатах, бесплатно предоставленных теми же спонсорами. С гонорарами тоже не было никаких проблем. Никто о них не заикнулся, кроме... трех столичных коллективов: Театра Моссовета, московского международного центра "Весь мир" и питерского "Балтийского дома". Для большинства провинциальных театров каждое участие в региональном фестивале - это путь к налаживанию творческих контактов друг с другом, где можно договориться о взаимовыгодных гастролях, обмене режиссерами и художниками на новые постановки и даже приглашении ведущих артистов на разовые выступления. Одним словом, периферия по-своему приспосабливается к новым рыночным условиям, и тут для всех важнее соблюдать добрососедские отношения, чем "рвать подметки на ходу", как это часто делают московские и питерские гастролеры. Так, артист Театра Моссовета Евгений Стеблов заявил своему руководству, что он не поедет в Тольятти, если ему не заплатят 200 долларов. В конце концов вместо него в спектакле "Фома Опискин" выступил другой исполнитель, и тольяттинцы смогли насладиться игрой Сергея Юрского в заглавной роли. Такое тут не забывают. Поэтому, когда в следующий раз Сергей Юрьевич приедет сюда со своей антрепризой, то наверняка будет принят по-королевски. Чего не могу сказать о своих любимых "фоменковцах", устроивших при размещении в гостинице скандал, что им не предоставляют одноместных номеров. Дескать, они известны на весь мир, а потому заслуживают особого отношения к себе. Откровенно говоря, мне было стыдно за своих кумиров. Да и спектакль "Волки и овцы" по пьесе Александра Островского они сыграли в Тольятти на несколько градусов ниже, чем в Авиньоне, позволив себе не напрягаться...
Уж не знаю, что в дальнейшем ожидает другой молодежный театр "На Фонтанке" из Петербурга, но пока его артисты горят творчеством и, помня главный завет К.С. Станиславского: "люби искусство в себе, а не себя в искусстве", стараются следовать ему во всем. Впервые за всю историю пьесы Алексея Толстого "Касатка" они открыли ее по-настоящему, увидев в судьбе падшей грешницы с прекрасной душой современные мотивы. Оргкомитет фестиваля предложил питерцам приехать к ним в город с большими гастролями и наградил постановщика Семена Спивака призом "За лучшую режиссуру", а сценографов Марта Китаева и Михаила Платонова - "За лучшее художественное оформление".
Надо сказать, что на этом смотре классических произведений выделялись те постановки, в которых режиссеры, следуя за автором, "растворялись" в исполнителях и вместе с ними исследовали психологию их героев. Минский театр имени Янки Купалы, которым вот уже 27 лет руководит Валерий Раевский, не только продемонстрировал в спектакле "Лес" достоверный способ существования своих мастеров, но убедительно доказал, что дело не в старых и новых формах, а в сопереживании зрительного зала живому человеку на сцене. У этого лидера на фестивале оказалось два мощных конкурента: омский театр с "Тремя сестрами" Чехова (Владимир Петров получил приз за исполнение роли Вершинина) и питерский "Балтийский дом" с "Талантами и поклонниками" Островского, в котором Эра Зиганшина была признана лучшей актрисой смотра за трагическую роль Кручининой.
В этих постановках все дышало красотой и внутренней убежденностью, что именно искусство способно творить чудеса и противостоять окружающему хаосу. Даст Бог, и на втором международном фестивале в Тольятти, который планируется провести в 2002 году, тоже будет много света и красоты...