ПОЛКОВНИК МИЛИЦИИ ГЕННАДИЙ ПРЯДКО: НЕ БОЙТЕСЬ КОДЕКСА

Весной садятся за руль даже те, кто всю зиму был пешеходом. Для водителей это время года всегда связано с переживаниями: как пройти техосмотр, адаптироваться в уплотнившемся потоке железных коней, избежать неприятностей при встрече с инспектором... А этот год, как ожидается, для автолюбителей будет особенно тревожным: законодатели собираются принять новый административный кодекс. Начальник отдела административной практики ГИБДД России полковник милиции Геннадий ПРЯДКО успокаивает: "Водителям не стоит сильно нервничать по этому поводу. Ничего страшного..."

- И все же, Геннадий Алексеевич, каких перемен следует ожидать?
- Наши предложения предусматривают, например, отменить "вилку" штрафов. То есть за каждый вид нарушения предусмотреть конкретную ответственность. Не "от" и "до", а именно конкретную сумму за конкретное нарушение правил.
Второе: сотрудник дорожно-патрульной службы изымает водительское удостоверение за те нарушения, за которые предусмотрен штраф или лишение права управления. Мы же предлагаем изымать водительские удостоверения только в случае, если законодателем будет предусмотрена санкция в виде лишения прав на управление.
- Вы как-то уж очень мягко стелете...
- Так оно и есть. Решение о лишении по новому кодексу может быть принято только судом.
- Представляете, какая толкучка образуется в наших судах? Они сейчас-то не справляются с валом дел.
-Мы сознательно предлагаем ограничить свою компетенцию. Ведь нас сейчас нередко обвиняют в том, что мы все в одном лице - и выявляем, и определяем меру, и даже лишаем права управления. Административные суды действуют во всем мире. В нашей стране тоже существует институт судебных приставов и исполнителей.
- Вы не предлагаете ввести талоны, в которых когда-то ставили просечки?
- Ничего подобного мы не планируем.
- Так какие же новые положения в ожидаемом кодексе усложнят жизнь водителю?
- На мой взгляд, больших подводных камней там нет. Просто сейчас народ больше пугают, чем нужно. Может, это кому-то и выгодно. Возьмем страсти по эвакуаторам. Законодатель предлагает их использовать в тех случаях, когда, например, автомашина находится на тротуаре и мешает движению пешеходов. Сегодня у нас таких полномочий нет. Но разве можно назвать нормальной ситуацию: нарушителя нет, но есть объект правонарушения, который мешает другим участникам движения и мы с ним не можем ничего сделать?
- Но давайте вспомним: эвакуаторы увезли машину на стоянку и за ее пребывание там драли просто фантастические суммы...
- Сегодня в определенных случаях мы тоже задерживаем машины и используем эвакуатор. Если водитель пьян, а машина нетранспортабельна, когда ею некому управлять. А порядок хранения машин и оплаты за хранение определяется органами местной власти и не относится к компетенции ГИБДД.
Есть стоянки, которые определены местными органами исполнительной власти. Нам дают информацию: такая-то стоянка принимает задержанный транспорт. Потом либо оттуда присылают эвакуатор, либо сами мы машину доставляем.
- А за сам процесс эвакуации машин кто и сколько будет платить?
- И этот вопрос относится к компетенции органов местной власти. Зарубежная практика еще суровей. Скажем, полиция отправила без участия водителя мешающий автомобиль на стоянку. Затем в местной прессе несколько раз объявляют: такой-то автомобиль поставлен на такую-то стоянку. Если в течение определенного времени хозяин так и не появляется - заседает комиссия. Если она признает, что этот транспорт пригоден к дальнейшей эксплуатации - его могут реализовать, а если не пригоден - на металлолом... И почему-то никто не возмущается.
- Буквально всех автолюбителей взволновала еще одна тема: за что можно попасть под арест, когда новый кодекс вступит в силу?
- Административному аресту по действующему административному кодексу водитель может быть подвергнут за невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства, за невыполнение требования пройти медосвидетельствование на состояние опьянения и за оставление места ДТП, участником которого он явился. В проекте нового кодекса арест вообще не предусматривается.
- Глядя в глаза всем автолюбителям, скажите честно: можем мы говорить о том, что новый Административный кодекс значительно ужесточил санкции?
- Нет, это не так. Я могу сказать только лишь об одном ужесточении: если сегодня за управление в нетрезвом состоянии предусматриваются санкции - либо штраф, либо лишение права на управление, то в проекте мы предлагаем наравне со штрафом применять одновременно и лишение права управления. Но опять же эти полномочия мы хотим передать суду. По действующему кодексу сегодня мы имеем возможность лишить права на управление или оштрафовать. Завтра это сможет сделать только суд.
Поймите: мы как орган карательно-административный предлагаем часть своих функций передать: возьмите у нас! А вы говорите, что идет ужесточение. Мы сужаем количество нарушений, по которым должностные лица инспекции могут налагать взыскания. Чтобы все было еще более цивилизованно, справедливо, по суду.
- Как бы вы могли объяснить то, что до сих пор инспектор не доверяет водителю, а водитель - инспектору. Антагонизм?
- Это можно очень просто объяснить: один контролирует ситуацию, а другой ее нарушает. Недовольные всегда будут.
- В США, например, почему-то гораздо реже оспаривают действия полицейского...
- Да потому что там, чтобы оспорить мнение полицейского, нужно иметь несколько свидетелей. А вообще-то любая претензия, самая обоснованная, никогда не вызывает чувства благодарности. Так почему же нас должны любить?
- Ну хотя бы искренне уважать за справедливость.
- Знаете, в последние два года мы постоянно проводим опросы и делаем вывод: уважения к нашей службе стало больше. Заметьте, мы не просто изменили название ГАИ на ГИБДД. Прежде всего это сделано с целью в корне поменять отношение к нам граждан. Про нас часто говорят: мол, вы живете за счет нас, налогоплательщиков. Вот мы и стараемся измениться к лучшему. В пользу тех же налогоплательщиков.
- На ваш взгляд, заслуживает уважения, например, такой метод: где-нибудь в кустах или за столбом замаскировался инспектор с "Барьером" и ловит зазевавшихся водителей на превышении скорости?
- Уважение к инспектору вполне можно измерять и тем, что водители предупреждают друг друга: там стоит инспектор. А то, что он стоит, как вы говорите, в кустах, - это ненормально, но и умышленное несоблюдение правил - тоже. Нигде в мире нет такого количества закононепослушных граждан, как у нас.
- Значит, инспектор не должен прятаться?
- Вообще-то он может стоять так, как хочет. Но чтобы было понятно, зачем он там стоит. Если он выявляет таким образом нарушителей и влияет на обстановку - за что его осуждать? Другое дело, если это все не вполне прилично выглядит: заехал в кусты, выбегает оттуда, суетится... Но если в результате его работы сократилось количество нарушений на данном участке, осуждать его не за что.
- Но доходит до смешного: где-нибудь в центре Москвы у перекрестка втихаря засел инспектор, а его как раз все водители видят. И дело доходит до того, что уже по московскому радио диктор предупреждает автолюбителей: осторожно, на таком-то перекрестке вас поджидает сотрудник.
- К этой ситуации мы относимся вполне нормально. Просто это означает одно: там уже правила нарушать не будут. Во всем мире существует солидарность водителей - "перемаргивание" фарами и т.д. К сожалению, у нас в крови одно отношение к сотруднику: он умеет только наказывать. Но почему же тогда когда что-то случается, мы первым делом кричим: "Милиция!.."?
- Давайте теперь уточним: кому можно пожаловаться на действия автоинспектора?
- Вышестоящему должностному лицу. Если хотите выразить свое несогласие на месте - можно это сделать письменно: в протоколе есть для этого специальная графа. А если вас остановили где-нибудь на посту, завели разговоры, а вы посчитали, что действия инспекторов неправильны... Тогда вы можете заявить инспектору: "Я прошу пригласить вашего непосредственного начальника". Это может быть и начальник отделения, и командир взвода, и начальник смены, и ответственный руководитель от подразделения. В любое время суток в подразделении есть ответственный руководитель.
Мы в ГИБДД очень надеемся на конструктивное сотрудничество со всеми водителями. А новый кодекс будет тому опорой.