В советские времена разобраться в ассортименте продуктов было несложно. Одни предпочитали докторскую колбасу, другие – любительскую
Выпускались и еще несколько сортов, но какие-то были практически недоступны рядовым гражданам, а за какими-то надо было специально ехать в Москву, в «Елисеевский». А теперь? Выбор гигантский, но нет никакой уверенности, что купишь качественный товар, даже если на ценнике марка известного производителя. Тут-то на помощь и приходит телевидение.
Программ о сферах потребления и услуг на нашем ТВ много, и условно их можно поделить на «страшилки» и «училки».
«Страшилки» в подробностях рассказывают, как все плохо. Зрители воспринимают их с чувством глубокого внутреннего удовлетворения, и, соответственно, рейтинги у таких программ высокие. Видимо, дело в том, что в сознании нашего народа на протяжении последних десятилетий сформировалось твердое убеждение, что его дурят. Повсюду и во всем. Только не всегда понятно как. Что характерно, при этом убеждении он, народ, остается удивительно доверчивым. Видимо, это такое свойство национального характера. Помните одинокую знойную женщину из рекламных роликов МММ? «Обманут!» – подумала Марина Сергеевна. А потом, получая гигантские проценты, с удивлением констатировала: «Надо же, не обманули». И когда финансовая пирамида рухнула, миллионы зрителей, еще не успевшие принять участие в афере, облегченно вздохнули: «Конечно, обманули!» Картина мира приняла привычное состояние.
А самой страшной «страшилкой» можно считать цикл НТВ «История всероссийского обмана». В 2009 году вышел первый фильм под простым названием «Мясо». Он стал настоящим бальзамом для вегетарианцев страны. Сообщив для затравки, что каждый россиянин за год съедает 37 кг мясных продуктов, авторы с беспощадной решимостью обрушивались на качество этих килограммов. По заказу канала научные лаборатории на протяжении нескольких месяцев проводили тщательную экспертизу мяса, птицы и продуктов из них. В результате чего выявилось следующее. Цыплят-бройлеров перед продажей накачивают специальным химическим составом, позволяющим увеличить вес и продлить срок хранения. То же с помощью шприцов проделывают с мясом, мясными деликатесами и колбасами. В дешевых сортах колбас и сосисок мяса нет вовсе – сплошная соя. Чтобы вся эта дрянь выглядела аппетитно и вкусно пахла, в нее добавляют красители и вкусовые добавки.
С тушенкой и вовсе слезы. Проверив десятки сортов, специалисты обнаружили в металлических и стеклянных банках все, кроме непосредственно говядины и свинины. А если быть более точным, мясо птицы мехобвалки, порошки из шкурок, жиро-коллагеновые эмульсии, сою. Если кто-то думает, что мехобвалка – это какая-то редкая порода пернатых, то он глубоко заблуждается. На самом деле это малоприятная смесь из клювов, когтей и сухожилий, получаемая при механической обработке птицы.
Ну а дальше с экрана звучали жесткие вопросы. Зачем каждая курица проходит обязательный курс антибиотиков? Зачем коров перед смертью кормят солью, кур натирают хлором, а мясо накачивают угарным газом? Остался ли вообще чистый продукт?
Успех программы повлек за собой еще дюжину разоблачений. Сначала НТВ объяснило, почему суммы, указанные в ценниках наших магазинов, значительно выше реальной стоимости товаров. Затем жесткой критике было подвергнуто качество лекарств, продаваемых в аптеках. Потом нам рассказали, из какой гадости созданы шампуни, кремы и прочие средства, призванные сделать нас красивее и душистее.
Мрак! Захотелось напиться, но не тут-то было. Автор цикла Алексей Егоров с командой сначала объяснили нам, что пресловутая русская водка – не чистый натуральный продукт, а так же сплошной обман. Причем независимо от того, заплатили ли вы за «пузырь» полторы сотни или полторы тысячи. А потом нас, похмельных, добили следующим выпуском, в котором опровергли многие из устоявшихся традиций пития, включая обязательное повышение градуса и спасительный утренний рассол.
Вслед за тем – два фильма с выразительным названием «ЖЭК-потрошитель» и два точечных телеудара по шарлатанам, именующим себя целителями. Ну, один из выпусков цикла назывался «Дети». Будь он первым, зритель бы удивился: при чем здесь дети? Но подготовленный предыдущими разоблачениями, он уже стоически воспринял информацию о том, как родителей «разводят» на деньги, пользуясь их безграничной любовью к своим чадам. А уж программа под названием «Попса» показалась и вовсе наивной. Что их, поп-звезд, развенчивать-то? Достаточно послушать.
В совокупности выпуски цикла, сделанные очень профессионально, произвели удручающее впечатление. Видимо, поняли это и авторы «Истории всероссийского обмана». И сделали еще один цикл с не менее красноречивым названием «Выход есть!». Свою новую задачу Алексей Егоров определил примерно так: если раньше рассказывалось, что из 100 банок тушенки 80 не соответствуют нормам, то теперь надо объяснить, как вычислить оставшиеся 20.
Так мы плавно подошли к категории телепрограмм под названием «училки».
На всех основных каналах в разных передачах появляются сюжеты, помогающие зрителю сориентироваться на потребительском рынке. Они присутствуют, например, в большинстве программ о здоровье, в утренних информационно-развлекательных блоках. Есть и специализированные циклы с соответствующей тематикой. Уже несколько лет на «Первом» выходит программа «Среда обитания». Она сочетает в себе признаки «страшилки» и «училки». То есть не только разоблачает, но и указывает на качественный продукт. Скажем, пару недель назад вышел спецвыпуск, приуроченный к началу Великого поста. Зрителю доходчиво объяснялось, как правильно выбирать постные продукты и что с ними делать. Очень умилил сюжет, где батюшки со знанием дела пробовали маринованные грибочки от разных производителей.
Но настоящим королем «училок» можно считать Антона Привольнова с его «Контрольной закупкой» на «Первом». Кстати, получивший актерское образование ведущий некоторое время работал официантом в дорогом московском ресторане. То есть знает толк в сферах продуктов питания и услуг.
Не будем вдаваться в подробности программы, имеющей разнообразные рубрики и несколько раз менявшей структуру (с недавних пор у Антона появилась соведущая). Принцип ее уже семь лет остается одним: на суд покупателей и экспертов выносятся несколько сортов определенного вида товара. В результате дегустаций, тестирования и анализов определяется золотой бренд в данной категории. Десятки тысяч обывателей считают программу очень полезной и тщательно составляют свод лидеров качества. Однако некоторые не верят слогану, не раз повторяемому в течение эфира: «Мы не делаем рекламу. Мы делаем контрольную закупку». Видимо, это люди из упомянутой выше категории, которые во всем видят подвох.
Из отзывов к «Контрольной закупке»
Иван Соловьев, замдиректора торгового центра:
– У нас огромный ассортимент, и отследить, как на продажах конкретного товара сказываются его оценки в телепрограммах, сложно. Вот когда проходит массированная рекламная кампания, тогда все очевидно – спрос растет. А специальные передачи на продажи влияют незначительно. Правда, консультанты, работающие в торговом зале, рассказывали, что несколько дней после показа «Контрольной закупки» или какой-то другой передачи покупатели интересуются конкретной маркой. Но потом все возвращается к обычным показателям.