Завтра народная артистка СССР даст юбилейный концерт на родной сцене
Гала-концертом на недавно открывшейся после реконструкции исторической сцене Большого театра знаменитая певица, народная артистка СССР Маквала Касрашвили празднует своей юбилей. Накануне Маквала Филимоновна объяснила «Труду», отчего в советские годы набиралось по пять составов народных артистов на спектакль, а сейчас, бывает, не находится и одного.
— В вашей труппе конкуренция большая?
— Конкуренция всегда была большая. Все солисты хотят петь ведущие партии. Но сегодня мы не можем сделать по пять составов на один спектакль, как это было при советской власти. Тогда в Большой театр гастролеры приезжали очень редко, и из наших солистов за границу выезжали единицы. Мне кажется, тогда конкуренция была даже жестче, чем ныне. Артисты больше друг друга обливали грязью.
— Как думаете, Большой театр сегодня должен развиваться по принципу репертуарной труппы или показывать спектакли блоками с приглашенными артистами, как это делается на Западе?
— Не хочу, чтобы меня обвиняли в консерватизме, но считаю, что наш театр должен оставаться репертуарным. Это наше национальное достояние, и тут нам не надо копировать «Ла Скала» или «Метрополитен». У каждого свой путь в искусстве. К тому же так называемая прокатная модель функционирования театра требует существенно больших финансовых затрат, нежели репертуарная.
— В советские времена в Большом театре между собой конкурировали феноменальные певицы — Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Маквала Касрашвили (если говорить о сопрано) или Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская (
— В те годы в труппе было 100 солистов, а сегодня меньше 50. Тогда руководители оперной труппы ездили по городам огромной страны, искали и находили лучших. Так и я попала в Большой театр. Моя судьба могла сложиться совсем иначе: не услышал бы меня Анатолий Орфенов — и, как многие грузинские певцы, ограничилась бы я только пением на сцене Тбилисского оперного театра. Сейчас в Большом театре,
— За 46 лет, что вы являетесь солисткой Большого театра, вам никогда не хотелось кардинально поменять свою творческую жизнь?
— Нет, мне никогда не было скучно в Большом театре. Может быть, потому что в
— Как же вам удалость стать выездной певицей?
— В
— На вас часто писали доносы и анонимки?
— Писали много и, надо думать, с удовольствием. В Большом театре было очень много солистов, кто был связан с КГБ. Помню, когда в 1975 году мы оказались в
— Осложнения последних лет в
— Нет. Я грузинка, уже 10 лет работаю в должности управляющей оперной труппы Большого театра и, как говорится в таком случае, благодарна генеральному директору Анатолию Геннадьевичу Иксанову за доверие. И в Грузии всегда старалась бывать хотя бы раза два в год. Ездила в Тбилиси, как все, по российскому загранпаспорту, на границе получая визу за 30 американских долларов. Сейчас, к счастью, возобновилось прямое авиасообщение между Россией и Грузией, и визы в Грузии для граждан России отменены. Я не забыла свою страну и люблю свой народ и свою землю. И дома с близкими говорю
— Как вам акустика
— Я пока еще на сцене не стояла, не пробовала голос, поэтому мне трудно сказать. А из зала мне показалось, что акустика стала другой, прежде всего потому, что оркестровую яму сделали уж очень большой. И пока голоса звучат суховато. Но надеюсь, что зал «раздышится».