Главная Культура 01:45 04 Апреля 2012 0
Маквала Касрашвили: «Большой театр еще «раздышится»

Завтра народная артистка СССР даст юбилейный концерт на родной сцене

Мария Бабалова

Гала-концертом на недавно открывшейся после реконструкции исторической сцене Большого театра знаменитая певица, народная артистка СССР Маквала Касрашвили празднует своей юбилей. Накануне Маквала Филимоновна объяснила «Труду», отчего в советские годы набиралось по пять составов народных артистов на спектакль, а сейчас, бывает, не находится и одного.

— В вашей труппе конкуренция большая?

— Конкуренция всегда была большая. Все солисты хотят петь ведущие партии. Но сегодня мы не можем сделать по пять составов на один спектакль, как это было при советской власти. Тогда в Большой театр гастролеры приезжали очень редко, и из наших солистов за границу выезжали единицы. Мне кажется, тогда конкуренция была даже жестче, чем ныне. Артисты больше друг друга обливали грязью.

— Как думаете, Большой театр сегодня должен развиваться по принципу репертуарной труппы или показывать спектакли блоками с приглашенными артистами, как это делается на Западе?

— Не хочу, чтобы меня обвиняли в консерватизме, но считаю, что наш театр должен оставаться репертуарным. Это наше национальное достояние, и тут нам не надо копировать «Ла Скала» или «Метрополитен». У каждого свой путь в искусстве. К тому же так называемая прокатная модель функционирования театра требует существенно больших финансовых затрат, нежели репертуарная.

— В советские времена в Большом театре между собой конкурировали феноменальные певицы — Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Маквала Касрашвили (если говорить о сопрано) или Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская (меццо-сопрано). А сегодня бывает, что и один достойный состав на спектакль не набрать:

— В те годы в труппе было 100 солистов, а сегодня меньше 50. Тогда руководители оперной труппы ездили по городам огромной страны, искали и находили лучших. Так и я попала в Большой театр. Моя судьба могла сложиться совсем иначе: не услышал бы меня Анатолий Орфенов — и, как многие грузинские певцы, ограничилась бы я только пением на сцене Тбилисского оперного театра. Сейчас в Большом театре, по-моему, очень хорошо работает программа подготовки молодых певцов. Но честно, мне кажется, сегодня меньше настоящих звезд и в «Ла Скала», и в «Метрополитене», и в «Ковент-Гардене», чем было в золотую эру Большого театра.

— За 46 лет, что вы являетесь солисткой Большого театра, вам никогда не хотелось кардинально поменять свою творческую жизнь?

— Нет, мне никогда не было скучно в Большом театре. Может быть, потому что в 70-е годы я попала в число тех избранных, кого одиозный Госконцерт выпускал из страны на личные зарубежные гастроли. Хотя у меня в Госконцерте не было блата, и мне долго разрешали выезжать только в столицы стран соцлагеря — Варшаву, Прагу, Берлин, Софию. Для меня железный занавес рухнул в 1975 году, когда были триумфальные гастроли оперы Большого театра в «Метрополитене». Сразу после них, в 1979 году, я получила вместе с Юрием Мазурком приглашение в спектакль «Евгений Онегин» театра «Метрополитен-опера». Потом уже были и Лондон, и Мюнхен, и Савонлиннский фестиваль в Финляндии, и «Арена ди Верона». Но всему этому предшествовали, конечно, сложности. Прежде всего связанные с тем, что я дружила с Вишневской и Ростроповичем, и когда они покидали в 1974 году СССР, я провожала их в аэропорту. Естественно, это не осталось незамеченным.

— Как же вам удалость стать выездной певицей?

— В 1979-м, когда я должна была ехать в Нью-Йорк, мне было официально заявлено чиновником Госконцерта: «Вы не поедете». «Почему?» — «Вы нужны в театре, в текущем репертуаре». Я была вынуждена добиться, чтобы меня принял министр культуры Демичев. Он меня успокоил: «Не волнуйтесь, ваша поездка состоится:" Только несколько лет спустя я узнала, что тогда в Гос-концерт приходила одна известная певица, я не хочу называть ее имя, она пока жива, и устроила скандал: как это Касрашвили поедет петь Татьяну? Я лучшая Татьяна Большого театра…

— На вас часто писали доносы и анонимки?

— Писали много и, надо думать, с удовольствием. В Большом театре было очень много солистов, кто был связан с КГБ. Помню, когда в 1975 году мы оказались в Нью-Йорке, нам позвонила Ольга Ростропович и сказала, что они с родителями тоже в Нью-Йорке, хотят встретиться с нами — тенором Алексеем Масленниковым, мной и пианисткой Лией Могилевской. И когда она подъехала за нами на такси, уже на выходе из оте-ля все те, кто за нами следил, нас приметили… А потом, после того как в 1979 году советские войска вошли в Афганистан, прекратились все выезды советских артистов в Западную Европу и особенно в США.

— Осложнения последних лет в российско-грузинских отношениях сказались на вашей жизни?

— Нет. Я грузинка, уже 10 лет работаю в должности управляющей оперной труппы Большого театра и, как говорится в таком случае, благодарна генеральному директору Анатолию Геннадьевичу Иксанову за доверие. И в Грузии всегда старалась бывать хотя бы раза два в год. Ездила в Тбилиси, как все, по российскому загранпаспорту, на границе получая визу за 30 американских долларов. Сейчас, к счастью, возобновилось прямое авиасообщение между Россией и Грузией, и визы в Грузии для граждан России отменены. Я не забыла свою страну и люблю свой народ и свою землю. И дома с близкими говорю по-грузински. И грузинскую кухню обожаю, что видно по моей фигуре. (Смеется.)

— Как вам акустика нового-старого зала Большого театра?

— Я пока еще на сцене не стояла, не пробовала голос, поэтому мне трудно сказать. А из зала мне показалось, что акустика стала другой, прежде всего потому, что оркестровую яму сделали уж очень большой. И пока голоса звучат суховато. Но надеюсь, что зал «раздышится».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9470
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?