Он увековечил консервный завод

Человек труда в творчестве Владимира Бегмы

Заслуженный художник России Владимир Бегма готовит к выпуску книгу под рабочим названием «Человек труда в изобразительном искусстве». Больше половины иллюстраций — это рисунки, сделанные самим Владимиром Ивановичем. Чтобы изобразить ту или иную профессию достоверно, ему приходилось самому спускаться в забой, надевать робу, вооружаться тяпкой и мастерком.

 — Владимир Иванович, как родилась идея создать такую книгу?

— В 2008 году в Ростове-на-Дону проходила выставка «Кузница счастья», посвященная эпохе социалистического реализма. Она вызвала бурную дискуссию. Один из выступавших на ее открытии сказал: «С помощью художников, славивших трудовой героизм, государство пыталось наглядно разъяснить народу политику советской власти и примирить своих граждан с тяжелой и малооплачиваемой работой. Не представляю, что художники когда-либо вернутся к этой теме. Да и труд нынче не в почете. Сегодня престижно зарабатывать, но не работать».

Мне стали очень обидны эти слова. Я не стал оппонировать вслух, но про себя подумал: «Какое невежество!» Много размышлял на эту тему и сделал вывод, что на это необходимо как-то отреагировать. Так родился замысел.

Во вступительной статье к книге я задаюсь вопросом: когда тема труда впервые всплыла в изобразительном творчестве? На заре возникновения человеческой цивилизации! Рисуя, как охотник убивает буйвола, первобытный художник тем самым хотел вдохновить себя и остальных, показать, что это совершенно не страшно и человеку по силам. Если посмотрим позже, то увидим статую писца Каи в Древнем Египте, пастуха в Древней Греции, картины «Молочница» Яна Вермеера, «Сборщицы колосьев» Жана Милле:

Иначе говоря, я подвожу читателя к мысли о том, что художников всегда интересовали люди труда, рабочие будни. Данное направление отнюдь не является продуктом эпохи соцреализма.

— Помимо перечисленных вами шедевров мирового искусства в книгу вошли также ваши собственные работы. А при каких обстоятельствах они появились на свет?

— Все очень просто! Я рисую всегда и везде. Вспоминается забавный эпизод. Когда я еще учился в школе, появилась мысль нарисовать уборку кукурузы. Мне до сих пор очень нравится внешний вид этого растения — красивые изломы стеблей, золотистые початки. А когда наконец у меня дошли до нее руки, Никиту Сергеевича Хрущева уже сняли, кукурузный бум прошел, и никто вокруг не мог понять, для чего я трачу на эту картину время. Мне говорили: «Зачем ты ее рисуешь? Разве не знаешь, что Хрущева сняли?»

Во время учебы в художественном училище летом нас отправляли на уборку урожая в плодово-овощные совхозы. В минуты отдыха я рисовал с натуры уборку слив, яблок. Вот — студенты едут в кузове грузовика на поле, а вот — портрет селекционера косточковых культур Россошанской плодово-овощной станции Александры Ворончихиной. Она вывела несколько новых сортов черешни и один из них назвала в честь дочери — «Юлия».

— Что вижу, о том и пою?

— Можно сказать и так. На моих глазах строился Ворошиловский мост через реку Дон в Ростове, работали геодезисты неподалеку от нашего дома, портной снимал мерки — все это я тоже запечатлел.

— А как вы оказались в шахте?

— Петр Васильевич Лебеденко, который, к слову, был близким другом Михаила Александровича Шолохова, считал себя его учеником, написал книгу «Люди как реки» о горняках шахты Юбилейной (город Шахты Ростовской области), и меня попросили ее проиллюстрировать.

Я долго мучился, почти месяц у меня ничего не выходило. Тогда я пришел в издательство и сказал: «Не могу я рисовать по фотографиям!» Тогда Лебеденко связался с директором Юбилейной и попросил, чтобы мне дозволили спуститься в шахту.

Меня оформили на работу в качестве электрика, выдали обмундирование и отправили с остальными горняками в забой. Это было в январе. Наверху было 10 градусов мороза, а в забое — под 30 градусов тепла. Шахтеры тут же разделись по пояс, хотя техникой безопасности это запрещено. Я стал делать наброски. Когда их потом увидело руководство шахты, то сразу попросило: «Никакой обнаженной натуры, на картинах горняки должны быть одетыми, иначе у нас будут проблемы».

— А только передовики становились героями ваших рисунков?

— Да нет же! Дело было в Орловском районе Ростовской области. Однажды днем я зашел в красный уголок и увидел колоритного колхозника в валенках, ушанке и ватнике. Я сел в сторонке и незаметно стал его рисовать. Кто-то из местных работниц, зашедших погреться, заметил это и подошел ко мне: «Вы зачем его рисуете? Он же главный деревенский лодырь!» Пришлось мне потом на заднем плане тружениц дорисовать, чтобы, так сказать, восстановить историческую справедливость.

Кстати

В Таганрогском художественном музее прошла выставка, посвященная металлургам. Экспозиция «ТАГМЕТ глазами художников» посвящена 115-летию одноименной Трубной металлургической компании. Мероприятие прошло с участием именитых металлургов, ставших прототипами художественных образов, представленных на картинах. В экспозицию вошли более 30 произведений живописи и графики, выполненных в разных стилях как профессиональными художниками, так и любителями.

«Замысел устроителей выставки — прославить волевых, энергичных людей, связавших свою жизнь с профессией металлурга, — рассказала директор музея Тамара Пугач. — Самому зрелому участнику проекта, графику и живописцу, члену Союза художников СССР Ивану Григорьевичу Деребере — 87 лет, а самой юной участнице Елене Рындиной — 12 лет. Многие авторы художественных произведений связаны с ТАГМЕТом: сами работают на этом производстве или же здесь трудятся члены их семей».

Вскоре экспозиция будет демонстрироваться в Москве, а также на предприятиях, входящих в Трубную металлургическую компанию. Всего в рамках корпоративного проекта «Летопись современного завода» написано около 100 картин.