ПЛЮС ВОСЕМЬ

Гулкий спорткомплекс, похожий на приземлившийся в центре Москвы НЛО, стал для певицы местом

Гулкий спорткомплекс, похожий на приземлившийся в центре Москвы НЛО, стал для певицы местом силы, ведь именно здесь за два года до концерта в 2000-м демонстрационная запись Земфиры Рамазановой попала в руки продюсеру Леониду Бурлакову. И именно здесь восемь лет спустя певица сыграла самый, вероятно, необыкновенный концерт нынешнего года.
Аккорды симфонии Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра" прозвучали в полной темноте перед тем, как на сцену в лучи прожекторов выпрыгнула маленькая встрепанная фигурка и зазвучала песня "В метро" с альбома "Спасибо". Следующие три с лишним часа человек на сцене безраздельно владел оробевшей сначала и разошедшейся к середине шоу публикой, припоминавшей представленные еще в "Зеленом театре" аранжировки старых вещей - звучали "ПММЛ" с лукаво измененным битом, "Ненавижу" с тихими куплетами и взрывом звука и света на припеве, разложенная на составные ритмические части "Любовь как случайная смерть" - и несмело подпевавшей еще невыученным песням с новой пластинки. Земфира пела, танцевала, общалась, смеялась, плакала, прыгала, заставляла зал петь знакомые наизусть "Арриведерчи" - марафон из 48 композиций, как и было обещано, лучшее с пяти альбомов в лучшем виде. Не нота в ноту, как на диске, но тепло и живо, с хитро ввернутыми цитатами и новыми фишками.
У шоу была своя драматургия и сценография - пиротехника, видеоарт, смена футболок на фраки для исполнения проникновенных баллад; на песне "Господа" музыканты вдруг оказались в треуголках, а басист Алексей Белый, перебирая ногами, взмыл под колосники. Но никаким планом не предусмотришь внезапное вальсирующее кружение, которым похожая на танцующего бога Земфира вдруг прошла всю сцену на заключительных аккордах песни "Мальчик", растроганная до слез во время благодарности публике за поддержку, неловкие оговорки, взмахи рук. И беззащитного взгляда девушки-воробушка с установленного над сценой большого экрана - "Вы любите меня, пожалуйста. Ладно?" Тот, кто придумал для ее фильма-концерта смешное название "Зеленый театр в Земфире", совершенно не шутил - эта артистка больше любого зала; теперь и двадцатитысячный "Олимпийский" тоже в ней. Это не публика не хотела отпускать Земфиру, а певица - публику: уже люди стали по команде металлического голоса покидать свои места, а она все выходила и выходила на бис, все пела и пела, и люди бежали обратно, словно к только что оставленному на перроне любимому человеку.