НЕПАЛЬСКАЯ ПЕТЛЯ ИРИНЫ РУДЫХ

40-летнюю ростовчанку признали виновной в ее отсутствие и без учета документов, подтверждающих

40-летнюю ростовчанку признали виновной в ее отсутствие и без учета документов, подтверждающих ее стопроцентное алиби. Сейчас появилась надежда, что ошибки предыдущего судебного следствия будут устранены и Ирина сможет наконец вернуться домой к маме и дочери.
Напомним коротко саму историю. Пять лет назад увлеченная буддизмом и йогой жительница Ростова-на-Дону Ирина Рудых отправилась в Непал. В Катманду паломница сначала жила в буддийском монастыре Копан, потом сняла небольшую квартиру в доме россиянина Антона Палаткина. По хозяйству Ирине помогала непальская девушка Руку. В конце июля 2006 года служанка пропала, а вскоре полицейские обнаружили тело девушки в чемодане, который незадолго до этого был украден из комнаты русской паломницы. Ирину и Антона арестовали по обвинению в убийстве.
В конце декабря прошлого года состоялся суд. Несмотря на то что у Рудых было стопроцентное алиби (монастырь Копан прислал на процесс официальный документ, подтверждающий, что в период происшествия Ирина находилась там), суд признал обоих россиян виновными и приговорил к 21 году тюрьмы с конфискацией имущества.
МИД РФ, куда обратилась за помощью мать Ирины Екатерина Шамак, от участия в судьбе ее дочери тогда практически устранился. В письме Екатерине Николаевне высокие московские чиновники выразили озабоченность, но посетовали на то, что не могут повлиять на правосудие Непала. Единственное, что пообещали в ведомстве - следить за развитием процесса и информировать ее при получении новых сведений об Ирине.
В результате вся тяжесть борьбы за непальское правосудие легла на хрупкие плечи двух женщин - 59-летней матери и 20-летней дочери Ирины, Яны. Обе бьются за близкого человека уже более полутора лет. Все сбережения Екатерина Шамак, в прошлом известная в Ростове-на-Дону певица, израсходовала на адвокатов в Непале и международные звонки. Но мать и дочь осужденной не отчаиваются.
- После публикации в "Труде", которую я разместила на сайте Ирины, у нас появилась масса друзей, - рассказывает Екатерина Николаевна. - Пишут, звонят, предлагают помощь из России, Испании, Франции, Нидерландов, других стран. Помогают, кто чем может. Например, Эдуард Фрайзен, живущий в Женеве, помог перевести на английский язык письмо Ирины, в котором она обращается к мировой общественности. Это письмо мы направили в различные международные инстанции.
По словам матери, живущая в Непале русская женщина-врач по имени Ирина, прочитав публикацию в "Труде", несколько раз навестила ее дочь в тюрьме. "Приносила продукты, дала медицинские советы, поскольку здоровье дочери сильно пошатнулось". А двое российских путешественников, Никита и Альбина Батыщевы, специально приехали в Непал из Индии, где они сейчас живут. "Привезли Ирине одежду и обувь - она зимой не могла выходить на прогулки, так как попала в тюрьму в чем была - в легких шлепанцах", - делится Екатерина Николаевна.
Сама она выглядит неважно. Мало спит, почти не ест и не отходит от компьютера - вдруг появится весточка от Ирины? Денег у пенсионерки, живущей в скромной однокомнатной квартире, на поездку в Непал нет. Но благодаря тому что история получила огласку, чудо, как считает мать, все же произошло. В Москве нашелся спонсор, который предложил оплатить поездку в Непал Яне. Он же выделил деньги на услуги адвоката. Сумма не очень большая, но для первоначальных расходов достаточная.
- Я не знаю, как благодарить этого человека, - со слезами в голосе говорит Екатерина Николаевна. - Хотела поставить в церкви свечку за его здоровье. Спросила, как зовут, он назвал только имя - Вадим.
Несколько дней назад Яна вылетела в Непал, чтобы участвовать в предварительных слушаниях по кассации. Там ей удалось заключить договор с другим адвокатом. Предыдущий, как считает семья, ничего не сделал, чтобы защитить Ирину. В Непале Яна не одна. В походах по судебным инстанциям ее постоянно сопровождает 36-летний испанец Иньяки Дукабле. Он тоже узнал об осужденной россиянке из интернета и теперь хочет помочь спастись от большой несправедливости.
из писем ирины рудых
"Я ТРЕБУЮ СПРАВЕДЛИВОСТИ, А НЕ ЖАЛОСТИ"
Несмотря на тяжелые условия содержания в непальской тюрьме, Ирина Рудых иногда имеет возможность послать весточку родным на родину. В ее письмах маме и дочери - любовь, отчаяние, надежда.
l "Дорогие мамочка, Яночка! На первом суде, что состоялся через месяц после моего задержания, была переводчица, которой я платила. Больше на судах я не присутствовала (всего было10 заседаний. - "Труд"). Дать взятку? Я уверена, что ее дали судье, чтобы обвинить меня и закрыть это дело".
"Знаний в международной юриспруденции у меня нет. Могу лишь предполагать интуитивно и выскажу свои мысли вслух. Возможно, они дадут направление вашему отчаянному вопросу: "Ну что же делать?!" Вмешательство российского правительства, на мой взгляд, крайне необходимо. Но как пробиться к сердцу какого-либо из высокопоставленных лиц?"
"На практике, даже если совершенно очевидно, что человека осудили ни за что, - апелляционный суд никогда не решится признать этого и очистить осужденного от всех обвинений. Просто сбавят срок. Но это еще должен подтвердить Верховный суд. Вся процедура занимает два года и более. Но, по сути, обвинение не снимается. И это для меня страшно. Мне не нужны подачки. Я требую cправедливости, а не жалости".
"Обвинение меня в убийстве не имеет ни малейших оснований. По закону меня должны были отпустить за неимением улик - и прямых, и даже косвенных".
КОММЕНТАРИЙ КОНСУЛА
Алексей Буданов, консул российского посольства в Катманду:
"ИРИНА НА ЗДОРОВЬЕ НЕ ЖАЛОВАЛАСЬ"
"Вчера состоялось первое заседание суда по рассмотрению кассационного заявления россиянки Ирины Рудых. Принято решение о пересмотре этого дела, теперь запрос направят в прокуратуру. Точная дата следующего заседания суда пока не назначена, однако могу вам сказать точно: произойдет это после парламентских выборов, которые назначены на 10 апреля. Правительство приняло решение в связи с выборами устроить четыре выходных, поэтому все государственные учреждения работать не будут. Представители нашего посольства регулярно встречаются с Ириной. Насколько я знаю, здоровье женщину уже не беспокоит, по крайней мере она мне ни на что не жаловалась".
КОММЕНТАРИЙ АДВОКАТА
Локендра Шарма, непальский адвокат:
"РУДЫХ ЕЩЕ ПОВЕЗЛО"
"Исходя из моей практики, подобные дела рассматриваются очень долго. Вся беготня с бумажками и бюрократические процедуры занимают минимум год. И то если повезет. К тому же дело Ирины Рудых довольно серьезное. В Непале высшую меру наказания (25 лет тюрьмы) можно получить либо за убийство, либо за хранение или употребление наркотиков. Вашей соотечественнице крупно повезло: ее заявление о пересмотре апелляционный суд рассмотрел довольно быстро, судья дал положительный ответ. Такая практика в Непале не распространена, им лишь бы посадить, а кого и за что - неважно. Думаю, если дело приняло такой оборот, все должно разрешиться в пользу Ирины. Кроме Ирины, по моим данным, в непальских тюрьмах сидят еще пять россиян - в основном по обвинениям в наркоторговле".