БЕДНЫЙ ГЕРАЩЕНКО

Бывший глава Центрального банка России, а ныне пенсионер (по возрасту) Виктор Геращенко подготовил жалобу в Страсбургский суд по правам человека. Оказывается, он уже год ждет от российских властей государственную пенсию и полагающиеся к ней льготы... Обыкновенную, так называемую "трудовую" пенсию Виктору Геращенко начислили без лишних хлопот еще год назад - в размере 1516 рублей. Потом были прибавки - и в прошлом году, и в нынешнем. С 1 апреля, как известно, пенсионеров снова порадовали увеличением "страховой части" пенсий: как заявил глава Пенсионного фонда РФ Михаил Зурабов, общая прибавка должна составить в среднем 135 рублей. Кто-то рад и этому...

Но экс-председатель Центробанка России - сегодня, наверное, единственный в стране чиновник такого масштаба, получающий от государства столь мизерные деньги. Все остальные его коллеги по госслужбе, согласно Указу президента РФ Бориса Ельцина от 16 августа 1995 года, получают совсем иной пенсион - в размере 75 процентов "должностного вознаграждения". Например, бывшие премьер-министры имеют право на 75 процентов от 821,3 тыс. рублей (годовая зарплата Михаила Касьянова в 2002 году). Бывшие председатели палат Федерального Собрания - на 75 процентов от 692,7 тыс. рублей (зарплаты-2002 Геннадия Селезнева и Сергея Миронова). Бывшие генпрокуроры - на 75 процентов от 414,2 тыс. рублей (зарплата-2002 Владимира Устинова) и так далее. То есть в месяц российские государственные пенсионеры высшего ранга получают от 25000 рублей и более - с ежегодной индексацией (растет у нынешнего чиновника зарплата - подрастает пенсия и у его предшественников).
Любопытно, что система такого пенсионного обеспечения российского чиновничества до сих пор не подтверждена (или не отвергнута) законом, а держится лишь на ельцинском указе восьмилетней давности. Между прочим, этим указом право на государственную пенсию даровано в том числе... бывшим работникам ЦК КПСС. Хотя эти люди состояли вроде бы не на госслужбе, а на партработе (при том, правда, фактически управляя не только партией, а и всей страной).
Виктора Геращенко в этом списке нет. Не потому ли, что именно он, дважды занимая должность главы Центрального банка России, сам упорно и настойчиво отстаивал полную независимость ЦБ от исполнительной власти? И отстоял... За что боролся, на то и напоролся. Ельцинским указом в госпенсионеры записывались чиновники, получавшие до того жалованье из госбюджета (партчиновники - из партбюджета). А Центральный банк России, благодаря усилиям Геращенко, никогда не получал из бюджета ни копейки. "Поэтому было бы логичным, чтобы ежемесячная доплата к государственной пенсии также выплачивалась за счет сметы Банка России в соответствии с нормативной базой, регулирующей доплаты к государственной пенсии..." - писал Виктор Геращенко "наверх", когда обнаружил, что, кроме "трудовой" пенсии в полторы тысячи рублей, ему никто ничего платить не собирается.
Геращенко сегодня не бедствует. И даже не потому, что работает старшим научным сотрудником НИИ ЦБ РФ ("Попросили остаться в нашем НИИ, - говорит он. - Опыт мой нужен..."). В былые годы экс-председатель ЦБ получал очень даже немалые оклады на прежних должностях, в том числе в международных банках. Каким был его заработок на посту главного банкира России, - до сих пор тайна за семью печатями. Нынешний экономический советник президента Андрей Илларионов когда-то утверждал, что он "превышает жалованье руководителя Федеральной резервной системы США и выше зарплаты любого президента или премьер-министра любой страны на Западе". Пять лет назад Госдума поинтересовалась заработком Сергея Дубинина за 1997 год (он тогда занимал должность главы ЦБ России) и получила справку: сумма валового совокупного дохода - 1258113518 руб. 45 коп. По тогдашнему курсу это составляло примерно 20 тысяч долларов в месяц - около 240 тысяч долларов в год.
Сам Виктор Геращенко в один из моментов, когда его уж очень "достали" вопросами о зарплате, сказал: "В ЦБ есть только один госслужащий - председатель, чей оклад, не зарплата, а оклад, составляет 40 тысяч рублей в месяц. Я 41 год в системе, поэтому есть годовой бонус, который несколько поправляет мое материальное положение..." Итоговую "сумму прописью", однако, не назвал.
Он и сегодня ее не называет и, впрочем, не претендует на 75 процентов от прежней своей зарплаты. "Это очень много, - скромно объясняет Геращенко в одном из интервью. - Так много, что вряд ли этично ставить вопрос таким образом..."
В качестве "точки отсчета" для определения госпенсии главы ЦБ России он предложил оклад председателя Счетной палаты РФ. В минувшем 2002 году он составлял 735,7 тыс. рублей в год. Конечно, это значительно ниже банкирской зарплаты, но сумма не так уж мала - третий "бюджетный" оклад в России (после президента и премьер-министра). Плюс к этому Виктор Геращенко хотел бы по-прежнему обслуживаться в Центральной клинической больнице ("кремлевке"), к которой приписан с детства - сперва как сын своего отца (одного из руководителей Госбанка СССР), потом сам по себе. И ежегодная бесплатная санаторная путевка "нехай будет".
В общем, Виктор Геращенко теперь требует вернуть ему статус "государевого человека" - то, что есть практически у всех его прежних сослуживцев, коллег по госслужбе, друзей и приятелей. Требует уже год. И уже подготовил в Европейский суд по правам человека в Страсбурге жалобу. В этой бумаге он просит "уважаемый суд" обязать удовлетворить его "требования, касающиеся социальных гарантий как лица, занимавшего государственную должность..."
Жалоба в Страсбург пока не отослана - Виктор Геращенко прекрасно понимает, что никто не намерен отказать "по существу". А потому надеется, что президент в конце концов даст нагоняй тем, кто уже более года будто бы волокитит дело.
Но Виктор Владимирович, видимо, не знает одной особенности международного правосудия: Страсбургский суд принимает к рассмотрению лишь дела, по которым истец не получил удовлетворение во всех инстанциях своей собственной, отечественной судебной системы. А у нас в этой сфере, как известно, волокитить тоже умеют...