СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЯГЕЛЯ

Власти Ямало-Ненецкого автономного округа озабочены тем, как провести обмен паспортов у

Власти Ямало-Ненецкого автономного округа озабочены тем, как провести обмен паспортов у оленеводов Ямала. Ведь оленеводы зачастую даже не имеют возможности приехать в город, чтобы сфотографироваться, да и цена этой услуги для кочевников высока. Главам администраций национальных поселков поручено представить данные о точном количестве человек, работающих в тундре. Сфотографировать кочевников, а потом выдать им паспорта решили в День оленевода, который раз в год проводится в поселениях округа. На этот праздник съезжаются чуть ли не все работники тундры.
- Людям, которые проживают около рек, в тундре, тяжело добираться до населенных пунктов, которые удалены порой на сотни километров, - рассказывает председатель Союза оленеводов Ямало-Ненецкого округа Леонид Ходи. - Выманить их можно только таким событием, как праздник оленевода. Слет проходит в два этапа. В первый день, как бы официальный, подводят итоги прошедшего года и строят планы на будущий. Кстати, новый год у северных кочевников начинается со Дня оленевода, а не как у всех. Сами эти праздничные дни в каждом районе - разные. Еще мы обсуждаем, как идет отел скота, как провести летний пастбищный период, осенний забой. Проводим медицинский осмотр оленеводов. А уже во второй день начинается само празднество. Затеваются игры: перетягивание палки, метание аркана на хорей - длинный шест для погонки оленей... Но самое зрелищное - гонки на оленьих упряжках. Одновременно проходит смотр национальной одежды и упряжек. Выступают танцевальные и песенные коллективы. К вечеру уже готов ужин из ненецких национальных блюд. Строганина из рыбы или оленя, наваристый суп из оленины - шулюм.
Командируют туда и фотографа, специалистов паспортно-визовой служб, чтобы они могли на месте оформить документы. Расходы на себя берут местные власти. В Ныде, Нори, Кутопьюгане праздник оленеводов пройдет в середине апреля. Тогда и получат кочевники свои новенькие паспорта. Правда, зачем они им в тундре?