Свету Королеву, 16-летнюю школьницу из Тюмени, упавшую с шестого этажа, в провинциальную
Свету Королеву, 16-летнюю школьницу из Тюмени, упавшую с шестого этажа, в провинциальную украинскую больницу внесли на носилках.
- И здесь со мной сделают чудо?- спросила она, глядя на выцветшие стены и дореволюционную мебель. - Не верю!
Ее мама, учительница, вычитала про Макеевский центр реабилитации больных со спинно-мозговыми травмами и детским церебральным параличом в каком-то старом журнале и сразу позвонила туда по телефону:
- Это правда, что ваш врач лечил дочку мэра Нью-Йорка?
- Правда, - скромно ответили на том конце провода, - но Анатолий Подорванов здесь больше не работает, американский мэр подарил ему в Нью-Йорке квартиру.
- А Свете моей вы поможете?
После того как мама зачитала диагноз и ответила на другие, чисто медицинские вопросы, им разрешили приехать.
- На 21-й день девочка встала на костыли, - рассказывает мне Нэлли Петровна Пенькова, заместитель главного врача. - Потом ее свозили на месяц к морю, и она прошла у нас еще один курс. Домой сибирячка возвращалась на своих двоих, лишь слегка опираясь на палочку.
Семь лет назад этот центр для спинальников переживал свой звездный час. Участники Международного конгресса детских невропатологов, проходившего здесь, оставили в книге отзывов самые восторженные записи. Особенно была тронута увиденным московская профессор Ксения Семенова, чью теорию медикаментозного лечения ДЦП местные врачи взяли на вооружение и блестяще освоили.
"В мире подобного учреждения нет, - написала она.- Вы воплотили в реальность мою мечту, низко кланяюсь вам". А испанские коллеги, вернувшись домой, выслали в подарок центру в знак уважения контейнер медикаментов. Но самой большой неожиданностью для главного врача Владимира Кондратьевича Степанова стало появление в их скромной больнице, примостившейся на окраине шахтерского городка, консула США, который огорошил вопросом:
- Возьмете на лечение дочку мэра Нью-Йорка, которая больна ДЦП?
- А почему бы и нет, возьмем,- пожал плечами Степанов.
Но в процессе переговоров мэр передумал отправлять любимое чадо в далекую и непредсказуемую страну и пригласил представителя центра в Америку. Коллектив командировал для ответственной миссии детского невропатолога Подорванова. И за два года тот добился в состоянии девочки значительного прогресса. В больнице уже готовились к торжественной встрече коллеги, но вместо оправдавшего их доверие доктова Подорванова в клинику пришла посылка с сувенирами и покаянное письмо: "Простите, друзья, но я принял предложение здесь остаться".
В качестве компенсации и в знак благодарности за отзывчивость мэр подарил центру дорогие современные тренажеры, медицинское оборудование и гуманитарную помощь. Тренажеры и по сей день вызывают всеобщее восхищение - такое великолепие только по телевизору можно увидеть.
- Вслед за Подорвановым от нас уехал другой специалист, - вздыхает Владимир Кондратьевич, - физиотерапевт Володя Рыбак. Мы послали его на курсы к Валентину Дикулю, а тот предложил остаться в Москве и квартиру ему купил, и оклад положил хороший. А нам в виде компенсации опять же прислал тренажеры.
Так чем же примечательна здешняя клиника и в чем заключается секрет успеха лечения по-макеевски? Его ценность, утверждают специалисты, в идеально сбалансированной, комплексной терапии, куда входит медикаментозное, физиотерапевтическое, микроволновое резонансное, иглорефлексорное и механическое лечение. Например, коварную болезнь Пертеса практически невозможно вылечить, а здесь ее побеждают в 80 случаях из ста. Стопроцентно излечивают травматический неврит и у каждого второго больного параличом Эрба.
- Прежде чем приступить к лечению, пациента диагностирует аппарат риодораку-акабанэ, который высвечивает патологические отклонения в организме и индивидуальные биологически активные точки, - рассказывает Нэлли Пенькова. - И на основании этих показателей Владимир Кондратьевич разрабатывает каждому пациенту индивидуальный комплекс упражнений. Степанов - любимец коллектива и пациентов, он одержим работой. При желании давно бы защитил докторскую, но уйти от практики для него равносильно предательству. Он даже в отпуске не был лет десять, и жену с сыном, тоже врачей, перетащил сюда.
Каждый год в Макеевском центре проходит лечение до полторы тысячи больных. В основном это дети, страдающие сколиозом и ДЦП. К слову, по лечению сколиоза у Степанова собственная запатентованная методика, как и по спинно-мозговым травмам. Восемь месяцев лечился у него москвич Переверзев, у которого в результате аварии на дороге и возникшего синдрома сдавления стала сохнуть и отказывать рука. Теперь ее функции восстановлены полностью. 15-летнюю Ксюшу Иванову папа принес в больницу на руках. В результате болезни Пертеса у девочки атрофировались мышцы бедра и голени, расплавилась головка бедренной кости, она с трудом стояла на костылях. За два года упорного лечения кости полностью анатомически восстановлены, мышцы возвращены к жизни, Ксюша снова ходит сама. А десятилетняя Люда Борисенко с такой же болезнью теперь танцует и прислала доктору свои фотографии с конкурса бальных танцев. Другое чудо - Наташа, упавшая с балкона пятого этажа и доставленная в больницу с компрессионным переломом позвоночника. Недавно она вышла замуж и танцевала на свадьбе вальс.
Сегодня Макеевский центр не получает ни копейки на лекарства, не в состоянии кормить больных. Пропадает на складе облицовочная плитка, приобретенная для строительства плавательного бассейна, а вырытый под него карьер постепенно превращается в помойку. Местные власти распорядились не принимать больных из других областей, а тем более из России. Но врачи по-прежнему не отказывают никому и даже помогают приезжим устраиваться на квартирах. За свою работу они не берут с пациентов ни копейки. Наотрез отказались и от выгодного предложения коммерсантов - сдать в аренду уникальные тренажеры. Идеалист Степанов бережет их для тех, кто заплатит не "зелеными", а слезами радости за победу над неподвижностью.