РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИЙ РЫНОК: ВРЕМЯ ПРАГМАТИКОВ

Сразу на треть вырос в минувшем году товарооборот России и Белоруссии. И в нынешнем году темп не снижается. Белорусы только за январь-февраль увеличили свой экспорт в Россию на 18,5 процента. Этот факт по просьбе "Труда" комментирует посол Республики Беларусь Владимир Григорьев.

- Белоруссия нынче занимает второе место во внешнеторговом обороте России, опередив Германию и США. Товарооборот наших стран за прошлый год составил внушительную сумму - более 9 млрд. долларов. А ведь пять лет назад он был вдвое меньше.
Это не что иное, как практический результат белорусско-российской интеграции. Это и пример эффективности восстановления связей народнохозяйственного комплекса, разорванных с распадом СССР. К слову, эксперты подсчитали, что восстановление этих связей на уровне 1990 года позволило бы увеличить ВВП в России на 25 процентов, а в Белоруссии - на 32 процента.
На заседании Высшего государственного совета Союзного государства, которое состоялось 2 апреля, в День единения народов Белоруссии и России и пятилетия их союза, президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин подтвердили обоюдный решительный настрой на теснейшее единение наших стран. И не только потому, что белорусы и россияне связаны историческими корнями, общей судьбой. Руководители двух стран глубоко осознают также несомненную взаимовыгодность интеграции. Есть общее понимание того, что наше единение - это локомотив, который поможет двум государствам быстрее преодолеть непростой путь к цивилизованной рыночной экономике.
За пять лет после создания Сообщества Белоруссии и России наши государства, при всех сложностях, сделали весьма убедительные шаги на пути своего единения. Как горькое воспоминание остались в прошлом таможенные и пограничные барьеры: ни белорусы в России, ни россияне в Белоруссии не чувствуют себя иностранцами. Но самые важные изменения произошли в экономике. Таких примеров межгосударственных взаимоотношений, когда за столь короткий срок так стремительно возросли бы экономические связи, в мировой практике, полагаю, нет. А ведь рост товарооборота - это не просто голые цифры. Это новые рабочие места, доходы в бюджеты, дополнительные заработки, а значит, и повышение благосостояния населения.
К слову, уже в нынешнем году в нашей республике решено довести среднемесячную зарплату работающих до величины, эквивалентной 100 долларам. Достижение этой цели упростится, если экспорт товаров и услуг в Россию удастся увеличить как минимум на 20-25 процентов.
Но чтобы достичь намеченного, обеим сторонам необходимо совместными усилиями решить ряд проблем. Прежде всего - добиться создания равных условий для субъектов хозяйствования России и Белоруссии, особенно в части цен и тарифов. Например, косвенные потери республики в связи с применением Россией более высоких цен по сравнению с внутренними на топливно-энергетические ресурсы, поставляемые в Белоруссию, оцениваются более чем в 1 млрд. долларов. Мы стараемся убедить наших российских партнеров в том, что поставки нам энергоносителей по внутренним ценам обернутся экономической выгодой для самих же потребителей белорусской продукции, поскольку она будет дешевле. Ведь, например, как и в советское время, у тысяч российских предприятий "сборочный конвейер" по-прежнему находится в Белоруссии. Ситуация такова, что на одного нашего "сборщика" в России работают 12-14 человек. Только наши новополоцкое производственное объединение "Полимир", Минский автозавод и Минский тракторный завод создают 1 миллион 200 тысяч рабочих мест в России.
Нас, само собой, заботит то, что сегодня целые группы наших товаров и изделий испытывают проблемы с реализацией на российском рынке. Например, беспокоит нарастание конкуренции между белорусскими и российскими машиностроителями. Скажите, продуктивна ли сейчас конкуренция производителей автобусов Минска с липецкими коллегами, тракторостроителей Владимира, Липецка и Омска - с МТЗ, автомобилестроителей МАЗа и КамАЗа?
Конечно, в этой борьбе белорусам тяжело, поскольку наличие своего металла, энергоресурсов позволяет российским производителям демпинговать. Но в итоге проигрывают обе стороны. А не лучше ли нам сначала совместно делать продукцию для реализации в "третьих странах", а потом уже вводить внутреннюю конкуренцию? Уверен, что лучше.
Как известно, повысить конкурентоспособность продукции можно за счет снижения ее цены. Но для этого нужно сокращать издержки производства. Путей здесь много, один из них - уменьшить количество посредников при покупке в России сырья и материалов. Именно так поступили наши крупные предприятия "Брестгазоаппарат" и "Атлант", которые приобретают металл у российского объединения "Северсталь" напрямую. К сожалению, в основном тот же металл в республику попадает через расплодившихся на дармовщине коммерсантов-посредников...
Еще один важный фактор - проведение коренной реконструкции нашей товаропроводящей сети в России. Как представляется, основной формой организации продаж белорусской продукции на российском рынке должна стать дилерская сеть. Проводниками товаров по обширной территории России могут быть уже созданные и устоявшиеся российские структуры на основе заключенных с белорусскими предприятиями дилерских соглашений. Это наиболее эффективный и наименее затратный путь.
Примеров тому много. Скажем, экспорт нашей продукции в Новосибирскую область на три четверти обеспечивает ЗАО "РАТМ-энерго", которое является официальным оператором администрации области по реализации договоренностей с Белоруссией. Эта структура открыла солидное представительство в Минске, которое заключает дилерские соглашения по продажам в регионах Западной Сибири продукции, прежде всего машиностроительного комплекса.
Восстанавливая наши прежние экономические связи с россиянами, мы сообща создаем немало новых. В их числе наши межгосударственные совместные программы, реализуемые в рамках транснациональных финансово-промышленных групп. Они становятся мощным фактором качественного технологического прорыва с обеих сторон.
Вот конкретный пример. До создания в рамках союзной программы "Развитие дизельного автомобилестроения" финансово-промышленной группы "БелРусАвто" совместно с производственным объединением "БелАвтоМАЗ" ярославские моторные заводы, как говорят, "лежали". А сейчас объединение "Ярославские моторы" - градообразующее предприятие - работает стабильно. Речь идет уже о создании двигателя нового поколения "евро-3". Успешно реализуется также ряд других совместных программ, например "Союзный телевизор", "Межгосметиз", "Оборонные системы".
Многого мы ожидаем от развития интеграции на региональном уровне. За прошедшие годы заключено более ста двусторонних договоров и соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве регионов с нашей республикой. У нас теперь прочные взаимовыгодные связи с большинством субъектов Федерации.
Ну а главный наш региональный партнер - Москва. На ее долю вместе с Подмосковьем приходится более половины белорусского экспорта в Россию. Должен сказать, подходы к этому региону у нас особые. Сейчас заканчивается работа по углублению сотрудничества Белоруссии и Москвы на основе установления связей между областями республики и ее административными округами. В Москве мы намерены иметь свою мощную оптовую базу. А центральным звеном товаропроводящей сети могла бы стать образованная здесь белорусско-российская торгово-финансовая группа (холдинг) с представительствами и филиалами в регионах России.
Нас, белорусов, искренне радует экономический рост в России. Радует и то, что в отношении Белоруссии со стороны как управленческих, так и хозяйственных и предпринимательских российских структур наблюдается все больше прагматизма. А какой же прагматик не понимает того, что сотрудничать с такой индустриально сильной и весьма динамично развивающейся страной, как Белоруссия, - выгодно и перспективно?
ОТ РЕДАКЦИИ:
5 апреля белорусскому послу Владимиру Викторовичу Григорьеву исполняется 60 лет. Мы сердечно поздравляем с юбилеем одного из постоянных авторов "Труда", которого в России знают как видного политика, деятельного поборника белорусско-российского единения.