Как справиться с тревогой в трудные времена? Россияне борются со стрессом алкоголем и антидепрессантами
Весна на пороге, а в душе по-осеннему слякотно. Пандемия, неопределенность будущего, постоянные плохие новости, а теперь еще и «специальная военная операция» — все это создает колоссальный стресс в обществе, уверены психиатры. На обостряющееся чувство тревоги жалуются сегодня многие — и это ощущение подтверждается цифрами: в январе продажи антидепрессантов в России выросли на 43%, нейролептиков — на 35%, а алкоголя — на 7,6% (самый быстрорастущий товар повседневного спроса!). И еще: импорт крепких алкогольных напитков — плюс 20%. Не пора ли переходить на свои, отечественные? Уж водку-то мы делать не разучились.
— Еще с началом распространения эпидемии коронавируса в России количество обращений к психиатрам выросло больше чем на треть, при этом преобладают люди с психозом — паникой, которая возникает в экстремальной жизненной ситуации, — говорит завкафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ Андрей ШМИЛОВИЧ. — По обращениям к психологам цифры еще выше, многие из них отмечают, что число пациентов увеличилось вдвое. Тут самая частая причина обращения — повышенная тревога и депрессия. Люди жалуются, что «нет сил ни на что». Сейчас врачи с тревогой ожидают еще большего всплеска.
Представители крупных московских клиник также подтверждают, что с начала 2022 года россияне стали чаще обращаться с симптомами тревожных и панических расстройств, а также посттравматического стрессового расстройства. Причем за помощью приходят люди, ранее не страдавшие ничем подобным, рассказали «Ведомости». По словам врачей, у них никогда не было столько пациентов с паническими атаками, как теперь: количество запросов по этому поводу выросло в два-три раза. Увеличилось и количество дистанционных обращений к психологам, психотерапевтам и психиатрам — почти на 50% относительно весны прошлого года.
Тем не менее за профессиональной психологической помощью у нас обращается лишь очень небольшая часть населения — и это в основном женщины. Мужчины же терпят до последнего, считая, что «сами должны решать свои проблемы». Вот и решают при помощи алкоголя:
Производители отечественной водки с самого начала пандемии отмечают рост продаж — в основном в массовом сегменте. В прошлом году вырос и импорт крепких алкогольных напитков на 20%. Значительно увеличились продажи виски, джина, текилы, рома. В последнюю неделю спиртное тем более сметают с полок. Вот и социологические исследования говорят все о том же: 58% респондентов признаются, что стали больше «злоупотреблять». Люди объясняют тягу к бутылке стрессом и тревогой за будущее. Еще одна особенность такой борьбы с пессимизмом: чем человек старше, тем градус выше. Молодые относятся к алкоголю более сдержанно, чем их родители.
«Спиртное в России давно считается самым доступным «народным антидепрессантом», — объясняет нарколог Алексей ЕГОРОВ. — Оно действительно обладает антистрессовым воздействием, отсюда и знаменитые «100 граммов фронтовых». Но краткосрочный положительный эффект пройдет вместе с опьянением, зато появятся головная боль, тошнота, тахикардия — симптомы постинтоксикации. Легче, увы, не станет».
Нарколог отмечает: еще 10 лет назад количество выпиваемого алкоголя на душу населения в России составляло 18 литров, и это считалось катастрофическим показателем. Но затем цифра снизилась почти вдвое, до 9,5. Мы внезапно стали пить даже меньше, чем в Европе, где этот показатель составляет 12 литров на душу. Однако сейчас с тотальной невротизацией общества у нас есть все шансы вернуться к показателям десятилетней давности и даже побить этот рекорд.
ВОЗ установила безопасные нормы потребления алкоголя. Считается, что «стандартный дринк» содержит 10 мл чистого спирта. Так вот, для мужчин предельная норма — четыре-пять «дринков» в день (100-125 мл водки, или 600 мл вина, или четыре-пять бокалов пива по 0,33 литра), для женщин — не более трех. То есть два-три бокала вина можно себе позволить время от времени без ущерба для здоровья, но такой «праздник» не должен быть ежедневным.
Справиться с тревогой можно и без алкоголя, утверждают психологи. Для этого нужно пытаться искать источники для позитивных эмоций в других сферах жизни.
«Понятно, совсем закрыться от переживаний и тревог не получится, но ведь у нас есть родные и близкие люди, увлечения, работа, желания, — напоминает психолог Ольга ГОРЮШКИНА. — Спросите себя: что может сейчас стать источником радости? И в невеселые времена планомерно включайте в свою жизнь какие-то приятные, радостные моменты. Это может быть хотя бы чашка кофе. Переживания забирают ресурсы, поэтому их надо восстанавливать — чтобы были силы жить дальше. Попробуйте написать список дел, до которых не доходили руки. И при появлении тревожных мыслей выбрать что-то из списка и приступить к выполнению задуманного».
На наше психологическое состояние очень влияет и поток тревожной информации. От нее не отгородиться стеной, но если непрерывно смотреть ужасающие новости по ТВ и в интернете, то можно сойти с ума. Поэтому стоит определить для себя только те источники, которые, с вашей точки зрения, дают надежную информацию. Ну и, конечно, очень важно делиться эмоциями и разговаривать с родными и друзьями. Общение по душам помогает уменьшить тревожность и страх в кризисной ситуации. Не забывайте ни при каких обстоятельствах: люди важнее идей!