Придется слишком многое начинать заново

Будет ли реальная работа над ошибками?

Любые войны, как их ни назови, рано или поздно заканчиваются, переходя в стадию «восстановления разрушенного хозяйства» — процесса многолетнего и очень затратного. Россия не будет исключением, даже если посчастливится избежать бомбежек и прочих дьявольских напастей. Но экономика все равно грозит оказаться в руинах. Неслучайно премьер-министр Михаил Мишустин заявил на совещании с вице-премьерами, что Кабмин подготовил решения, «направленные на спасение и поддержку российской экономики».

Авторитетный эксперт Константин Сонин, профессор Высшей школы экономики и Чикагского университета, отвечая на вопрос, каковы будут долгосрочные последствия уже наложенных или готовящихся санкций, ответил категорично: они не оставляют России шансов на устойчивое экономическое развитие. Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр назвал санкции Запада против России «необычайно эффективными» и заявил, что страны Евросоюза будут добиваться коллапса российской экономики. Аналогичные обещания звучат из многих столиц Запада. Президент США Байден заявил, что конфликт на Украине «сделает Россию слабее, а весь остальной мир — сильнее...»

Но есть и другие мнения. Известный российский экономист, доктор наук Никита Кричевский, специалист в области государственного управления экономикой, утверждает, что зарубежные санкции помогут России критически проанализировать экономическую политику последних лет и обещают «стать началом движения к восстановлению социальной справедливости». Причем движения сразу по трем направлениям: равенство прав и свобод, предоставление доступа к основным социальным благам, в первую очередь к образованию и медицине; перераспределение доходов и богатства в пользу бедного большинства посредством прогрессивного НДФЛ, повышения ставок налогов на активы наиболее богатых, учреждения новых социальных выплат и пособий, возвращение пенсионного возраста к прежним рубежам, перевод из офшоров прав собственности на российские активы; эффективное противодействие коррупции с посадками наиболее одиозных персонажей, приоритет малого бизнеса и всех, кто создает рабочие места, с присвоением статуса «личный друг президента (губернатора)», всемерное содействие в некоммерческой горизонтальной кооперации.

Дополнительно Никита Кричевский предлагает разобраться с руководством ведущих экономических ведомств. Например, Центрального банка России. Ибо по итогам первого полугодия 2021 года (последние доступные данные) из общего объема международных резервов ЦБ, составивших 585 млрд долларов, 48,6% пришлось на вложения в активы Франции, Японии, Германии, США, Великобритании, Австрии, Канады. В золоте хранилось лишь 21,7% резервов, причем за год эта доля уменьшилась. «Почему это произошло? — вопрошает экономист. — Почему в прошлом году за рубеж было вывезено практически все добытое в стране золото. Кто это допустил?»

Не менее серьезные претензии к Минфину и Минпромторгу, к кураторам производственных и инфраструктурных отраслей экономики. К примеру, только что выяснилось, что часть лизинговых активов госкомпаний на самом деле принадлежит не респектабельным лизинговым фирмам, а офшорным прокладкам, за которыми стоят наши же чиновники.

Так что отставки и аресты неизбежны, заключает Кричевский. Ой ли? Ведь неизбежно возникает вопрос: почему этих отставок не было раньше? Сегодня власть принимает срочные и жесткие меры для пополнения государственных валютных запасов — взамен тех, что хранятся и действительно попали (или попадут) под заморозку в странах, присоединившихся к антироссийским санкциям.

В долларах у Центробанка хранится 6,6% золотовалютных резервов, во французских активах — 12,25%, в японских — 10%, в германских — 9,5%. Эта часть активов, около 300 млрд долларов, ныне недоступна для России, и взамен президент указом обязал бизнес продавать государству 80% текущей валютной выручки. Аналитики «ВТБ Капитал» уже прикинули: при текущих ценах на основные статьи российского экспорта выручка за 2022 год по товарам составит порядка 600 млрд, по услугам — 50 млрд долларов. То есть казна пополнится солидной суммой на более чем полтриллиона «зеленых». Одновременно Минфин занимается подготовкой новой амнистии ранее вывезенного из страны капитала с расчетом, что государство получит немалую финансовую поддержку бизнеса. Но сможет ли Россия в условиях санкций купить даже за большие деньги именно то, что нам нужно?

А ведь у страны давно был другой вариант: не копить деньги в западных банках, а пустить их на инвестиции в отечественную высокотехнологичную промышленность и инфраструктуру. Именно этого несколько лет миллиардер Олег Дерипаска требовал от правительства и Центробанка: давайте вкладывать деньги в нашу экономику! А ему отвечали: нет, мы создаем подушку безопасности на черный день. Ну и где эта подушка, кому она нынче греет бока? Учтем к тому же, что на каждый государственный рубль или доллар, вложенный в экономику, бизнес обычно добавляет втрое — впятеро больше частных денег. То есть вместо нынешних замороженных в чужих банках 300 млрд Россия имела бы реальных активов на 1,2 трлн все тех же долларов. Чтобы было понятнее, приведем пример: это инвестиции в российскую автодорожную сеть на 150 лет вперед. Представляете, по каким хайвеям мы бы сегодня катались?

А еще эти деньги можно было вложить в создание современной электронной промышленности — как во Вьетнаме, которому Intel всего за 1,5 млрд долларов построила суперсо-временный завод коммуникационных микросхем с поддержкой 5G и центральных процессоров. Спрашивается: почему этот завод строился не в России, ведь нынешних санкций с запретом микроэлектронных поставок еще не было! А теперь есть, и правительство срочно вводит льготы IT-компаниям для удержания в стране разработчиков программного обеспечения — освобождают от НДФЛ и военной службы, сулят ипотеку в 5%. Однако на чем они будут работать, ведь современного электронного «железа» в стране отчаянно не хватает, и теперь ой как не скоро появится! Тайваньская TSMC, а это крупнейший в мире производитель полупроводников, уже объявила, что в полной мере будет соблюдать правила экспортного контроля в отношении России. И есть опасения, что прекратятся поставки не только чипов американских разработчиков, таких как Intel или, например, Qualcomm, но и отечественных. Потому что Россия только проектирует процессоры, но сама их не производит.

Еще лучше было бы заняться восстановлением базовых отраслей обрабатывающей промышленности, и прежде всего машиностроения. Долгие годы нахлебничества на нефтегазовом экспорте сильно разбаловали россиян: мол, всегда сможем купить у лучших мировых производителей. Теперь выясняется, что не всегда. А в ближайшие годы может случиться, что и «купилок» не хватит — немецкий канцлер Олаф Шольц уже рассказал о среднесрочных планах по изменению каналов импорта газа, 60% которого пришлось в прошлом году на Россию. Одновременно Саудовская Аравия сообщила об открытии на своей территории пяти новых крупных месторождений природного газа. «Зеленый» курс развития энергетики, принятый индустриальной Европой и другими странами, снизит и потребности человечества в нефтепродуктах, а Россия продолжает сидеть на «игле».

Тормозится даже отрасль, в которой мы теоретически лидируем, — авиастроение. Нынешние санкции со стороны концернов Boeing и Airbus оставляют нашу страну без гражданской авиации — их самолеты составляют до 75% всего авиапарка России. Кроме того, около 55% всех самолетов наших авиакомпаний, по данным агентства Cirium, находятся в лизинге у иностранных собственников. Это 515 из 980 авиалайнеров. А санкции исключают возможность перезаключить лизинговые контракты и обязывают расторгнуть действующие. На чем же летать нам, гражданам самой протяженной в мире державы?

А ведь еще в 2017 году в России поднялся в небо отечественный среднемагистральный самолет МС-21, не уступающий по километражу и вместимости Boeing 737 и Airbus А319, но дешевле их. Правда, «американец» состоит из зарубежных комплектующих лишь на 10%, «европеец» — на 20%, а «россиянин» — аж на 40%. Тем не менее еще минувшей осенью компания «Россия» должна была начать эксплуатацию МС-21-300, а заказов на него уже было 175 (в основном от российского «Аэрофлота»).

Однако взлететь российским лайнерам не позволили из-за незаконченной международной зарубежной сертификации. А ведь производители, корпорация «Иркут» и ОКБ имени Яковлева, рассчитывали продать за рубеж не меньше 1500 самолетов. Теперь на прожектах впору ставить крест.

Тем временем над Россией без всяких проблем и зарубежной сертификации летают отечественные военные самолеты, считающиеся одними из лучших в мире. Почему же нельзя было еще пять лет назад запустить в наше небо изготовленные в России отечественные пассажирские лайнеры? А параллельно работать и над их международной сертификацией, и над поэтапным импортозамещением зарубежной начинки — не в ожидании санкций, а для повышения высокотехнологичности российского авиастроения. Именно по такой схеме действуют китайцы, перенимая у Запада лучшие технические и технологичные новации, а затем быстро или постепенно «китаизируя» их...

И таких прорех в нашей экономике — пруд пруди. Михаил Мишустин на совещании по повышению устойчивости развития российской экономики заявил: «Нам нужно создать предпринимателям максимально благоприятные условия. Убрать лишние административные барьеры. И сформировать механизмы поддержки уже запущенных инвестиционных проектов. Максимально облегчить процедуры государственных закупок, сокращая избыточные требования. Такие шаги позволят направить больше средств на реализацию новых проектов на территории нашей страны. А импортозамещение должно стать основным направлением нашей деятельности».

Сколько раз подобные речи уже звучали. А теперь в России фактически предстоит заново создавать эффективную экономику.