Государственный академический симфонический оркестр России под руководством Владимира Юровского начинает весну рядом событийных концертов
Среди них — исполнение произведений Брамса, Шютца и Циммермана на библейскую тематику 5 марта и программа, где Девятая симфония Бетховена будет «усилена» впервые за много лет звучащей в России кантатой Шенберга «Уцелевший из Варшавы».
Концерт 5 марта в зале имени Чайковского завершает абонемент «Грани бессмертия. Вершины ораториального творчества», в котором объединены произведения крупной вокально-инструментальной формы, ставшие эталонными образцами своего жанра в разные эпохи. В этом цикле уже прозвучали Реквием Моцарта и Торжественная месса Бетховена, а в финальной программе примером классико-романтического прочтения духовного жанра станет «Немецкий реквием» Брамса. В качестве современной интерпретации духовной ораториальной музыки прозвучит постмодернистское «Библейское действо» немецкого композитора середины ХХ века Бернда Алоиса Циммермана. А оттеняющим (но и связующим, указывающим истоки традиции) звеном между этими столь разными художественными проявлениями станут два мотета Шютца — крупнейшего композитора эпохи барокко, когда искусство было неотделимо от богослужения, не существовало явного разделения на светскую и духовную традицию и слово Божье было неотделимой составляющей музыки.
Отметим, что в интернациональной артистической команде помимо хора Академии хорового искусства имени Попова, певицы-сопрано Миа Перссон, бас-баритона Дитриха Хеншеля, ансамбля старинных духовых инструментов Alta Capella и органистки Людмилы Голуб присутствуют не совсем обычные для филармонической сцены исполнители — актер «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Цыганов и давний единомышленник Юровского, участник многих его проектов Андрей Семенов — композитор, актер, драматург, литератор. Оба они участвуют в представлении «Библейского действа» Циммермана на слова ветхозаветной книги Екклезиаста «Ich wandte mich und sah an alles Unrecht, das geschah unter der Sonne» («И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем») для двух рассказчиков, баса и оркестра. Это произведение — своеобразное творческое завещание выдающегося мастера. Написав партитуру, основанную на смелом сопоставлении самых разных музыкальных стилей, композитор решил добровольно уйти из жизни.
9 марта в Большом зале Московской консерватории Госоркестр под управлением Владимира Юровского соединит в одной программе столь контрастные и в то же время объединенные общей австро-немецкой традицией композиторские имена, как Бетховен и Шенберг. Но если Девятая симфония великого классика в той или иной степени известна едва ли не каждому человеку на земле, то кантата Шенберга «Уцелевший из Варшавы», посвященная жертвам гетто, которое устроили нацисты в польской столице в годы Второй мировой войны, относится к числу музыкальных редкостей — по крайней мере в России. В этом произведении основатель нововенской школы Арнольд Шенберг по-своему отталкивается от идей Девятой с ее соединением слова и симфонической музыки. Написанная по заказу фонда Кусевицкого вскоре после окончания войны, она предназначена для чтеца, унисонного мужского хора и оркестра. Его текст, автором которого является сам композитор, основан на ряде документальных свидетельств, полученных из разных источников. Рассказ, порученный чтецу, ведется на английском языке от первого лица — очевидца и участника всех событий. И эта потрясающая своей психологической достоверностью партия по интонационной выразительности не уступает вокальной. А генеральной кульминацией, к которой устремлено все музыкальное развитие, становится звучание древнееврейского духовного гимна «Шма Исраэль» — «Слушай, Израиль», который спонтанно, в едином порыве («словно сговорившись») поют приговоренные к смерти люди.
«Я вижу свою задачу художественного руководителя в воспитании как оркестра, так и публики. Но для этого должен быть соблюден здоровый баланс в репертуарной политике: одними экспериментами сыт не будешь, как и одними хитами», — формулировал свои задачи Владимир Юровский, заняв пост художественного руководителя Госоркестра в начале сезона 2011–2012 гг. Одним из приоритетов концертной политики дирижер видит расширение репертуара оркестра в сторону современной музыки и неординарных сочетаний классических и авангардных партитур, позволяющих осознать динамику музыкальной истории. Этим замыслам всецело отвечают и ближайшие весенние концерты Госоркестра.