В этом году Российскому академическому театру исполняется 90 лет. Главный режиссер коллектива рассказал «Труду» о своих воспитанниках-актерах, своем легендарном учителе Юрии Завадском и о том, как делать искусство без скидок на слабое финансирование.
— Вы всегда выбирали настоящую литературу и больших писателей. Относится ли к их числу Александр Грин, по «Алым парусам» которого поставлен один из последних ваших спектаклей?
— Не могу судить о литературных достоинствах «Алых парусов», потому что сама книга — больше чем произведение. Когда перечитываешь «Алые паруса», возникает ощущение, будто бы ее автор, Александр Гриневский, прожил одну жизнь, а как писатель жил другой жизнью. Вся его судьба настолько трудная, тяжелая, с бурями, ураганами и ветрами, что очень хотелось на афише написать именно так: «Алые паруса»
— Но герои другого вашего спектакля, «Берег утопии» по пьесе Тома Стоппарда, — Герцен, Огарев, Бакунин — к своему финалу пришли с разбитыми мечтами. Почему в одних случаях мечта окрыляет, а в других заводит в тупик?
— Грин — фантазер, тогда как Герцен, будучи большим писателем, по своей сути реалист. Кстати, Герцен прекрасно понимал, что все его мечты, утопии практически неосуществимы. В очередной раз он увлекался идеей, и снова, снова все разбивалось о реальность. Англичанин Том Стоппард, уважая все мечты Герцена и его единомышленников, показал, что, как только эти герои сталкивались с реальностью, будь то революционная деятельность или личная жизнь, у них все разрушалось. Но в этом крахе иллюзий и разочаровании был свой смысл. Думаю, что природа, талант, сущность и Герцена, и Ассоль таковы, что при любых крушениях и поражениях они все равно будут оставаться самими собой. В обстоятельствах жизни вообще очень трудно остаться собой, с ощущением, пусть даже обманчивым, что ты свободный человек, творец своей жизни. Это один из главных посылов, который мы адресуем зрителю.
— В старые добрые времена расцвета русского театра режиссеры следили за своими спектаклями, вели их и направляли в правильное русло в связи с веяниями времени. Вы относитесь к своим постановкам как отец к детям, то есть растите их до полной зрелости, или же сразу отпускаете на волю?
— Время, конечно, меняется, но если спектакль получился живым — а я стараюсь, чтобы он родился живым и здоровым и чтобы не застывал, - то он начинает жить своей
— Ваш театр — главный молодежный драматический театр страны. А сегодня есть серьезная проблема, когда выпускники театральных вузов без пресловутых связей не могут поступить в труппу. Как вы решаете этот вопрос — отдаете предпочтение своим ученикам или выбираете по талантам?
— Опять же, для того чтобы театр оставался живым и представлял единый организм, люди, работающие в нем, должны чувствовать друг друга, иметь общие художественные пристрастия и человеческие понятия. Набираем труппу, руководствуясь просто тем, кто из актеров нравится нам больше других. Когда я набираю курс в институте, когда из тысячи мне надо взять всего 30, и это очень ответственно, то на последнем этапе начинает работать интуиция, больше художественная. А как иначе из 60 талантливых абитуриентов, прошедших все туры и все испытания, отобрать только половину? Профессиональный критерий уже не работает, только чутье. А когда мне надо со своего курса взять несколько человек в театр (всех же я не могу!), то продолжаю смотреть выпускников других вузов и во всех искать тех актеров, которые были бы мне и театру интересны. А если потом окажется, что и я тем избранным небезразличен, то вопрос решен! Для остальных никакие связи не помогут. Как в «Золушке» Шварца: «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, а душу — большой».
— Сейчас на вашем курсе в РАТИ учится паренек из Белгорода, который прошел все экзамены и в «Щуку», и в
— Может, молодой человек тоже
— Ваша выпускница, актриса Чулпан Хаматова, сказала мне в интервью, что все ребята на ее курсе в равной мере были талантливыми и яркими и что она как будто и не выделялась среди них. Более того, Чулпан высказала мысль, что только в такой атмосфере, когда все талантливы и равны, можно добиться больших успехов.
— На самом деле тот курс был очень сильный. Но Чулпан скромничает, что она не очень выделялась. Уже на втором курсе было совершенно ясно, что она, Чулпан Хаматова, — звезда. Поясню, что понятие звездности в творческом плане — это огромная энергетика, заразительность, яркость, а не задранный высоко нос. Один из первых отрывков Чулпан был из пьесы Ибсена «Нора», и я до сих пор не могу забыть, как играла Чулпан, какие у нее были интонации, жесты, глаза. Чулпан, безусловно, права в том, что ее курс был необыкновенным.
— Есть актеры, место которых всегда будет вакантно, их
— Женя — ясный этому пример, когда заменить невозможно. И во мне он продолжает жить, и в тех, кто с ним играл, дружил, общался. У меня такое ощущение, что и не надо искать ему замену. Евгений Дворжецкий — отдельная планета, это бесконечная личность, необыкновенно интересная. Самое неправильное, что вошло в наш обиход и что часто происходит в жизни, — будто незаменимых людей нет. Поверьте, они есть. Появляются новые люди, которые должны занять свое место, и бессмысленно ими
— Только за прошлый год в РАМТе было 13 премьер, и это абсолютный рекорд в нашей театральной жизни. Как вам это удается? Ведь цены на билеты умеренные.
— Умеренные цены — наша сознательная политика. Театр должен сохранять демократические основы, потому что он — Российский академический молодежный. Сейчас легко все свалить на бедность, причем искренне разведя руками: «Ну нет денег, маленькое финансирование, и что мы тут можем?» В результате ставят или поменьше, или попроще, или вообще не ставят, или цены на билеты заламывают астрономические. Нашему театру очень повезло: 10 лет назад к нам пришел замечательный директор Владислав Викторович Любый.
Он в равной мне мере заинтересован в творческой жизни театра, хотя по образованию технарь и экономист. Владислав Любый полностью понимает и разделяет политику театра — чтобы он был живой, чтобы развивался, двигался, чтобы удивлял, возвышал людей. Когда есть идея, четкая цель, то и возможности для ее реализации можно найти. Например, в прошлом сезоне у нас был успешный проект «Молодые режиссеры — детям». Он привлек внимание Союза театральных деятелей, который получил грант президента, и деньги появились.
Вижу, чувствую, понимаю, что и в Министерстве культуры есть люди, заинтересованные в развитии театра и готовые пойти навстречу интересным предложениям. Нужно только предлагать интересные идеи. Да и деньгами, которые выделяет государство, можно распоряжаться
— Среди многих актеров распространено мнение: руководитель МХТ Олег Табаков — хороший инвестор, который знает, в каких актеров и в какие спектакли вкладывать деньги, а вот Лев Додин умудряется работать и на вечность: Какую стратегическую цель ставите перед собой вы, чего хотите по большому счету?
— Для меня важнее всего, как говорится, первично — сам процесс жизни театра. А уже на втором плане — какая это будет жизнь в результате: успешная или, наоборот, весьма скромная. Самое главное — чтобы и мне, и моим коллегам, актерам, было интересно, чтобы мы жили полно и насыщенно, чтобы
Но материальная, бытовая сторона не должна становиться самоцелью. Мне надо понимать — для чего я живу каждый день? Это включает в себя и понимание того, что сегодня зрители получат от нашего спектакля и мы от зрителя, какой обмен энергий между нами происходит, созидательная ли эта энергия. Также для меня большая радость наблюдать за тем, как актер, пришедший в театр, развивается, как он становится мастером, как меняется его душа. Еще мне очень важно, как растет зрительный зал. Признаюсь, что зрительный зал РАМТа радует меня во всех отношениях.
— Вы наблюдаете за тем, какая публика ходит в другие столичные театры, отличается ли она от рамтовской? Если да, то чем?
— Театры должны быть разные. Вот наш театр, а вот, с другой стороны — развлекательный, бульварный. Как говорится, кому что. Вот я же не пойду на все подряд, а только на то, что мне близко. Естественно, с теми режиссерами, которые приходят в театр, у нас должна быть близкая группа крови. Когда Миндаугас Карбаускис ставил в театре спектакль «Будденброки» по роману Томаса Манна, я понимал, что этот молодой человек мне интересен как личность, как художник. Театр я бы сравнил с броуновским движением, в котором присутствует и
— Вы с таким темпераментом показываете броуновское движение! И я вспоминала слова Марины Цветаевой о вашем учителе Юрии Александровиче Завадском: «Бесстрастный! Зажигался только от театра. В
—
Он был очень красивым человеком и внешне, и внутренне, но больше его беспокоило содержание. Завадский жил в очень сложное время, и ему приходилось приспосабливаться, но только чтобы выжить, спасти театр. Какой был резкий шаг с его стороны, когда весь театр он вывез в Ростов, иначе бы ни его самого, ни его артистов не стало. Этот поступок Завадского можно расценить как приспособление к жизни, но это очень сильный поступок. Еще у Юрия Александровича было потрясающее чувство юмора, которого нам всем сегодня так не хватает. Завадский серьезно и ответственно относился к своему делу, но он никогда не терял иронии, очень острого взгляда на все. Этой иронии учусь у Завадского.
— В год
— Поскольку я терпеть не могу мат как таковой, то
Резюме «Труда»
Алексей Бородин, режиссер
Родился 6 июня 1941
Окончил ГИТИС в 1968 году (курс Ю. Завадского).
Работал в 1973–1980 годах главным режиссером Театра юного зрителя в Кирове. С 1980 года возглавляет РАМТ.
Среди его постановок — «Отверженные» (1983), «Береника» (1993), «Дневник Анны Франк» (2000), трилогия «Берег утопии» (2007), «Алые паруса» (2010). Ведет курс в РАТИ (ГИТИС). В числе воспитанников Бородина — Чулпан Хаматова, Иван Волков, Ирина Низина.