Традиционно набор первоклассников в школу начинается уже весной. Готов ли ребенок к обучению или ему лучше годик подождать? На что обратить внимание при выборе учебного заведения? Что важно для собеседования?
Порой в первый класс отправляют ребенка, который уже многое умеет. Ему подбирают «соответствующую» школу, но вот парадокс: интерес к учебе постепенно пропадает, а нагрузки оказываются слишком большими. Почему так происходит? «Беда в том, что многие родители ориентируются на формирование учебных навыков, а не на развитие мышления, — отмечает Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. — Гораздо важнее не научить писать и считать, а на доступном материале объяснять суть происходящих вокруг нас событий и
«В последнее время при выборе учебного заведения далеко не последнюю роль играют родительские амбиции, — рассказывает психолог Елена Закатова. — Однако, чтобы ребенку было комфортно учиться, исходить нужно не только из соображений престижа, а прежде всего из интереса и склонностей сына или дочери. Очень важно отделять возможности ребенка от своих собственных ожиданий».
Готовность к школе определяется суммой факторов. Это прежде всего мотивация (желание учиться) и способность к определенным действиям (выполнять задание по образцу, определенное время сидеть на одном месте). Зрелость мышления подтверждает счет в пределах 5–10 и умение выстраивать
Некоторые родители стремятся как можно раньше отправить в школу физически крупного ребенка, особенно девочку, полагая, что среди младших по возрасту, но близких по росту детей, она будет чувствовать себя комфортнее. На самом деле так бывает далеко не всегда. «Порой физическое созревание бывает ускоренное, а интеллектуальное — замедленное, — отмечает Татьяна Авдулова. — И после первого класса при наличии такой особенности девочке будет только хуже. Разумнее ориентироваться на сформированную готовность к школе. И постарайтесь задать установку: «Ты такая красивая, высокая».
Все дети развиваются
Сегодня родители оказываются перед непростым выбором: школы стали различаться и по программам обучения, и по форме собственности (государственные, частные). Частные не всякому по карману, но расстраиваться не стоит — нет никаких гарантий, что такое обучение даст лучшее образование. Государственная система предлагает различные виды учреждений. Среди них:
О программе обучения можно подробно поговорить с учителем, набирающим класс, или с завучем школы, посмотреть учебники.
Наиболее подходящий вариант всегда индивидуален. Но все же существуют некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание.
«Лучше всего сохраняет познавательную активность система обучения в начальной школе без оценок, — считает Татьяна Авдулова. — Когда обратная связь выражается в виде обсуждения: «Это получилось, а это не очень».
Хорошо, если в школе приветствуются дискуссии и диспуты, которые учат размышлять и думать.
В «непростых» школах и классах нагрузки повышенные (за счет дополнительных предметов и часов), сюда желательно отдавать детей, которым свойственна не только разносторонняя познавательная активность, но и готовность самостоятельно работать.
«Если ребенок эмоционально сдержан, но при этом к моменту поступления в школу у него уже сформировались предпочтения, скажем, к логике, тогда больше подойдет обучение, направленное не на углубленное изучение предметов вообще, как в гимназии, а одного конкретного направления, например математики», — советует Елена Закатова.
В целом специализированные школы с углубленным изучением
Если ребенок гиперактивный и неусидчивый, лучше не выбирать обучение с повышенной нагрузкой и по возможности ориентироваться на малочисленные классы.
О внутренних правилах лучше поговорить заранее. Елена Закатова говорит: «К сожалению, в последнее время в школах с небольшим количеством учеников в классе усилилась тенденция гиперопеки педагогов. Это и ограничение двигательной активности, когда на переменах порой приходится оставаться в классе, и отчеты родителям о малейших провинностях сына или дочери, которые лишают ребенка личного пространства и не способствуют обучению».
Она проводится и в школах, и в различных центрах. Некоторые престижные учебные заведения предпочитают принимать детей после собственных предварительных занятий (за
В целом это мероприятие направлено на то, чтобы оценить личность ребенка, его желание учиться и умение адекватно себя вести. В то же время родители сами порой концентрируются на знаниях, забывая об элементарных вещах (поздороваться с учителем).
Детей нужно настраивать не на экзамен, а на сотрудничество: «Давай попробуем, посмотрим, что тебе больше понравится!» «Родителям не стоит опасаться, что благоприятное мнение специалистов о нем складывается, только если он способен выполнить то или иное задание,- напоминает Елена Закатова. — Это важно объяснить сыну или дочери. И если даже они с