— Прежде всего поздравляю с выходом альбома «Одиночка». Скажите, те посторонние разговорные реплики, которые попали в трек «Одиночка», они туда попали сознательно?
— Да, это вставлено сознательно. Хотя записано действительно «не для печати». Мы часто записываем наши репетиции, а они у нас обычно проходят в достаточно дружеской вальяжной атмосфере. Заходят
— Но знаете, этот трек уже родил волну критики в Интернете. Вас осуждают за нецензурную лексику, которую вы, правда, слегка вуалируете: «Пошел в пи…у».
—
— Да, сказано как бы в подушку, но народ тут же расшифровал. Девочки пишут: МакSим для меня больше не существует,
— Чего ж скрывать, бывает, ругаюсь во время творческого процесса. Я вообще
— Вы человек властный или просто резкий? Можете
— Подчиниться — может быть, не совсем про меня, скорее послушаться. Людей, которых уважаю, считаю профессионалами. Я даже беру с них пример, это мне приятно. Стараюсь здраво подходить к тому, что делаю, понимаю: это никак не венец моего творчества, мне хочется дальше расти как профессионалу, и есть у кого учиться.
— У кого же?
— Да в основном это неизвестные публике музыканты. Я ведь не в тусовке так называемой. Не хожу в гости к звездам, к нам никто из знаменитых людей не приезжает. Может быть, я для них еще мала или характерами не очень сошлись, редко встречаемся — я действительно не ходок на пафосные мероприятия. Ну кто мне нравится — Григорий Лепс, Леонид Агутин с Анжеликой Варум, Земфира… Они задевают душу, это в песне самое главное.
— В «Радиоволнах» ваш тонкий голос и правда напоминает вокал Анжелики Варум.
— Вы первый, от кого такое слышу. Но вообще приятно, спасибо, она великолепный артист. Другое дело, что просто подражать
— На одном из фанатских сайтов пишут, будто в ваших ближайших друзьях Бьянка и Билан.
— Не соответствует истине на 100 процентов. Если и общаемся где то, то на уровне
— Это не результат обиды на ваш стремительный рывок в 2007 году, когда на церемонии MTV вы вдруг обошли того же Билана, Сергея Лазарева, Вику Дайнеко, став лучшей певицей и
— Абсолютно нет, этих отношений не было ни до, ни после. Просто вне сцены и совместных мероприятий мне это
— Кстати, что за история с «Тату»?
— Вы знаете, с этой песней случилось, наверное, самое большое мое расстройство. Мои друзья написали ее для меня, когда я была еще школьницей, лет в 13–14. Тогда самой группы «Тату» еще не существовало. А когда она появилась,
— С участницами «Тату» Юлей и Леной отношения наладили?
— Да мы с ними так же незнакомы, как с большинством артистов. В разных кругах вращаемся. Мне нравится
— Ну, про семью еще поговорим, а вот про альбом и песни хотел спросить: у вас очень много «босоногих» образов, вроде: «Под шагами босоногими метель и лед»… Это воспоминание о голодной и холодной юности? Или, может быть, вы «морж»?
— (Хохочет) Ни то ни другое. Хотя «История первой любви» — как раз из тех немногих моих песен, которые действительно автобиографичны. У всех, и у вас, наверное, бывали такие моменты, когда хотелось уйти
— Прямо как у Лидии Руслановой в «Валенках» — «по морозу босиком к милому ходила».
— Наподобие. Только в данном случае не к милому, а от (смеется). Потом, правда, быстро возвращалась.
— У вас в песнях есть замечательные образы — например, «не сердись, не снись»… Но рядом — совсем, извините, заурядные стишки, какие многие
— «Любовь» и «Чужой» — действительно из моих школьных годов. Когда, что называется, эмоции через край. Они мне самой сейчас кажутся страшно наивными, смешными, тем не менее навевают воспоминания, заставляют вновь пережить то время. Я многое бы в них изменила, но тогда я была такой, и считаю, они сохраняют право на существование. Поэтому включаю иногда в альбомы
— Да там даже грамматически не все благополучно: «Теперь его вечер так длин»… Долго расшифровывал, что бы это могло значить. Не думаете поправить, или для вас важна эта корявость?
— (Смеется) Мне не хочется совсем уж стандартного — «опять весна, стою у окна»
— А нет ли мысли отставить на время песни и написать настоящие стихи?
— Я пишу, но знаете, когда
— Читал, что ваша любимая поэтесса — Ахматова.
— И Цветаева, и вообще Серебряный век.
— А не думали о написании романа, что среди дам теперь модно?
— Роман — вряд ли. Я их в принципе не люблю. У меня другое ощущение слова, времени. Очень медленно читаю — тем медленнее, чем больше мне нравится книжка и тот стиль, в котором она написана. Бывает, прочту абзац и размышляю над ним полчаса. Сейчас взялась за историю Отечества, потому что мне интересно совсем не то, что преподают в институте. А до этого читала Сергея Довлатова. Относиться к очень серьезным вещам с таким юмором, как в его рассказах, мало кто может.
— И вам бы хотелось писать такие
— Ну не совсем так, а в более нежном, что ли, менее мужском ключе. И я бы очень скрупулезно подходила к выбору каждого слова, стремясь как можно точнее сказать, что хочу. А для этого нужно время — во всех смыслах, включая большой жизненный опыт. Так что пока это не задача сегодняшнего дня.
— Совсем другая тема. Вы в рейтинге Forbes на
— (Смеется с легким смущением)
— Замечательно вы отреагировали, деньги в принципе и стоят того, чтобы над ними смеяться. Особенно, когда их достаточное количество.
— Скажу честно, мне не на что жаловаться. Хотя я не избалована
— А не припомните ситуации, когда вам не хватало на
— Хорошо помню, что с первой зарплаты купила себе
— Можно сказать, что ваш успех был в
— Я шутила на эту тему. У нас со школьной подругой даже осталась бумажка, класса с шестого, где мы учились красиво расписываться, так как вскоре предстояло получать паспорт. Оценивали, как у кого получилось. И она мне написала:
— А что испытали, узнав о фантастическом тираже первого альбома — 1 300 000?
— По правде говоря, эта цифра для меня ничего не значила. Все познается в сравнении, но я же не знала результатов других исполнителей… А само написание песни мне всегда давалось очень легко и быстро. Я, слава Богу, не пою о революции, о политике, о спорте, о еще
— Ваши песни такие спонтанные — создается ощущение, что вы не в состоянии написать
— Они спонтанные, но не до такой степени, чтобы сидеть и ждать: вот придет муза, и тогда можно начинать творить. У меня ведь есть и обязательства перед компанией, где ко мне очень хорошо относятся. И я чисто
— После первого головокружительного успеха обычно бывает спад, который большинство не выдерживает, и только настоящие звезды потом взлетают еще выше. У вас был такой момент? Что помогло выкарабкаться?
— Наверное, он был еще раньше, когда я была популярна в своем городе — Казани. Только закончила школу — и сразу стала выходить на большие стадионы, работала на Дне города по поручению министерства образования. И мне казалось, что все в жизни уже свершилось. Но очень быстро пришлось переключиться на маленькие рестораны. И тогда я решила, что всё, жизнь закончилась. Потеряла на этом очень много друзей, близких людей…
Потом это преодолела. Но вот совсем недавно, посреди огромного количества гастролей, когда я не могла себе позволить выйти и отработать хуже, чем обычно — а я на концерте всегда выкладываюсь до конца, будто это последний раз… в общем,
— Вы
— Ну вот тот самый переход с центральных стадионов в маленькие рестораны. Я туда попала в 16–17 лет с полным ощущением своей звездности и, конечно, разговаривала со всеми не лучшим образом. Входила в гримерку и разбиралась, почему тут у меня, грубо говоря, апельсины, а не мандарины лежат.
— А сейчас, если подадут лимузин не того цвета или длины, устраиваете скандал, как Киркоров?
— У нас нет никаких вывертов. Хотя я представляюсь попсовой артисткой (
— Вы начали как певица подросткового репертуара. Но прошло время, выросли и вы и ваша публика. Есть у вас песни, которые вам бы хотелось навсегда забыть?
— Есть, но чаще всего я не могу себе этого позволить. Потому что у публики — свои требования, и я должна их выполнять. Хотя часто просят песню «Чужой», которую я терпеть не могу.
— Приходится бывать на мероприятиях, где под ваше пение публика жует?
— В те моменты, когда я вынуждена была петь в ресторане и страшно переживала
— Принято считать, что основные гонорары звезды получают на корпоративах, а не на открытых концертах.
— Ну значит я пока еще делаю себе имя, и у меня для этого есть
— Пресса всячески смаковала ваш конфликт с Пугачевой, когда та вычеркнула вас из программы «Песня года». А потом вы прекрасно побеседовали с Аллой Борисовной в прямом эфире ее радио «Алла». Как реально складывались отношения, были острые углы, их заглаживание?
— Честно скажу, когда пресса расписывала в красках наш «конфликт», мы даже не были знакомы. Этот слух возник между
— Хотел расспросить о вашей семье. Кто ваши родители, где работают — или вы все ваше семейство уже взяли к себе на содержание?
— Мои родители живут в Казани и упорно не хотят
— В вашей собственной семье — вечная трудная коллизия, когда женщина более богата и знаменита, чем мужчина. Как в таком случае сохранить любовь?
— Честно скажу: не знаю. У нас еще очень молодая семья, проблем много, не только та, о которой вы сказали. Мое главное правило — не заморачиваться подолгу на одной теме. Долгое нудное разбирательство ни к чему хорошему не приводит. Надо относиться ко всему проще. Наверное, поживу еще лет 20 и дам более дельный совет. Пока их у меня нет.
— А случались ситуации, когда прийти к общему знаменателю было трудно?
— Постоянно. Алексей — Лев по Зодиаку. А я по природе лидер. И он мне дает возможность чувствовать, что я лидер, а я ему даю возможность считать, что он царь вселенной. Наверное, это и есть любовь.
— Вы часто расстаетесь, или профессия держит вас всегда вместе?
— Нет, теперь уже работаем отдельно. Сначала он работал в моем коллективе звукорежиссером, там и познакомились. А сейчас работает на ТВ. Встречаемся только дома. И это гораздо комфортнее. Ведь у вокалиста и лидера коллектива всегда во всем виноват звукорежиссер. Леша мог это стерпеть как один из членов коллектива, но как мой муж — конечно, уже нет.
— Вашей дочке Сашеньке в марте будет год.
— Конечно: «мама», «папа», «да». Интересно, она часто говорит: «На!» Но никогда не говорит: «Дай!»
— Обычно дети осваивают эти понятия в обратной последовательности. Ваша Саша — альтруистка?
— Просто мы это слово всегда говорим в длинной комбинации: «Дай, пожалуйста». Ей это сложно. Но вообще мне хочется, чтобы она росла в очень доброй атмосфере. Она, например, не знает, что такое телевизор, радио. Знает только виниловые пластинки — старые, с музыкальными сказками, записанными еще Государственным оркестром. И озвученные замечательными актерами, не так, как это делается сейчас, а действительно приятно слушать. И абсолютно точно — это откладывается в ее менталитете, развивает фантазию. Я знаю, что детям, которых приучили к телевидению, книжки уже неинтересны. А она читает много книжек.
— Как это?!
— Да, правда потом их ест (смеется). Вернее, грызет. На самом деле мы ей читаем книжки, показываем картинки. Она уже и станцевать может под веселую песенку. Хотя пока мало стоит на ногах. То есть придерживается за
— Со словами?
— Чужому человеку не разобрать, но она очень старается. А вот что такое колыбельные песни, она с самого рождения не очень поняла. Может их слушать, но никогда под них не засыпает.
— Чем же усыпляете?
—
— А на ваше пение как реагирует?
— Отлично понимает, чей это голос. Сразу говорит: «Мама?» Подбирается к стенду, где на полке стоят все мои награды, платиновые и бриллиантовые диски, мои фотографии на обложках. До получаса может там стоять и время от времени повторяет: «Мама. Мама».
— Говорят, вы обходитесь без няни.
— Первые месяцы обходились, но теперь, с выходом альбома и началом гастролей, пришлось ее пригласить. Хотя муж неплохо справляется, да и я буду гастролировать не так, как раньше, когда уезжала сразу на месяц, а так, чтобы давать три концерта и возвращаться на
— Вы рассказывали, что некоторые песни приходили к вам в самых экзотических местах.
— (смеется) Ну в каком смысле экзотических, это не Мальдивы или Сейшелы. Экзотическими местами я называю, например самолет, или поезд, или гостиницу… Самая экзотическая ситуация — когда я записала текст песни на полу, потому что больше не на чем было. Дело, повторю, не в том, что вот «муза застала». А просто
— В некоторых клипах сняты очень экзотические места — например, в «Нежности»
— Сейчас уже не помню, съемок было много. Наверное, это
— Вы бы никогда не могли спеть в концерте классическую вещь? Вот как Барбра Стрейзанд иногда поет «Аве Мария» Шуберта или даже романсы Дебюсси.
— Знаете, мне пока боязно. Это же совершенно другой подход. У нас концерты проходят в достаточно вальяжном настроении. Если я вдруг запою арию — будет не к месту. Это раз, а два — тут нужен такой профессионализм, я должна быть абсолютно уверена, что спою на 100 процентов чисто и так, как это было задумано изначально. Что вы думаете, я такая великая певица? Признаемся честно — нет. А поскольку работаю только живьем, всякое случается, чего скрывать, иногда могу и не туда спеть. В арии это будет совсем неуместно.
— В Интернете висит такое видео: «МакSим опозорилась на сцене».
— Это был очень смешной концерт уж не помню где (во Владивостоке. —
— В общем, «попадали». Хотя видно, как смущенно смеетесь. Но все же это не знаменитая запись Киркорова, подловленная на
— Знаете, так можно любого артиста можно подловить. Если, например, это телесъемка, тебе, к сожалению, просто не дадут спеть живьем. Особенно на метровых каналах — там этим просто не занимаются.
— И вас так заставляли?
— Конечно. Хотя я это страшно не люблю.
— Я заговорил о Барбре — а с кем из мировых артистов вам бы мечталось спеть дуэт?
— Не скажу, что так уж мечтаю, хотя если будут интересные предложения и песня, которая мне близка, то отчего ж нет.
— Кто из мировых звезд особенно близок?
— (тяжелый вздох, пауза) Мне сложно сказать. Маленькой я слушала таких жестких взрослых мужиков, как «Пинк Флойд» и «Дип Пёпл», с ними сейчас не очень споешь.
— Но у тех же «Пинк Флойд» есть очень тонкая, красивая музыка.
— Они,
— Увлечение винилом — следование моде, или просто в доме осталась старая техника?
— Нет, мы купили новый проигрыватель, а вот пластинки достались от дедушки. Знаете, их очень приятно слушать. В отличие от сегодняшнего винила, который все равно пишут в компьютер, потом перегоняют, но
— А это важно? Я, например, воспитан на виниле, но, честно говоря, не различаю виниловый звук и цифровой, кроме того что винил потрескивает, а цифра — нет.
— Мне кажется, если вы внимательно послушаете две версии одного трека, сразу уловите разницу. Цифровой звук технически более качествен, но и более резок — ты как бы слышишь отдельно каждую нотку. А когда звук пишется на магнитофонную ленту и потом переносится на винил, он получается как бы более теплым, округлым. Слышишь произведение целиком — так, мне кажется, гораздо душевнее.
— В одном из клипов вы поете на передаче
— Нет, мы не общались.
— Считается, что Ксюша очень умна, а её имидж — это такая игра.
— Может быть. Но мне на нее смотреть страшно неприятно. И очень не хотелось бы, чтоб поколение, для которого я выхожу на сцену, и тем более моя дочь, лицезрели таких персонажей. Разве что только по принципу «от противного», «как нельзя делать».
— Ну, она и сама, когда над
— Я слышала только об одном санитаре леса — это дятлы, а вид спорта, которым я занималась, это такое полуконтактное, нежесткое карате. И я его никогда на практике не применяла. Понимала, что от занятий спортом сила моего удара нисколько не изменится. А если б все же пошла с
— Вы не заметили, что большинство сайтов о вас оформлено «девчачьим» розовым фоном?
— Знаете, я просто не общаюсь с компьютером. Может, это моя ошибка. Но не имею ровно никакого понятия об Интернете, и что обо мне там пишут, знаю только понаслышке. Мне даже мои интервью до сих пор распечатывают на бумажке, я пишу ответ в тетрадочку, которую привожу в офис. Ну, а если
— Машина у вас не розовая, я надеюсь?
— Нет. Летом у меня вообще не машина, а мотоцикл (смеется).
— Да, в неведомом вам Интернете есть ваш снимок с очень крутым байком.
— Это просто для фото взяли такой, а мой собственный не спортивный.
— Аккуратно ездите?
— Как правило, не спеша. В автомобиле сама за руль вообще не сажусь. Потому что не совсем адекватно понимаю габариты. В общем, я на дороге в машине — это, конечно, опасность.
— Но мотоцикл опаснее?
— Не скажите. Зависит от скорости. Потом — мой мотоцикл громкий, далеко слышно. Когда едешь, такой
— Пассажиров берете, или никто не решается?
— Наоборот, меня саму часто возит муж.
— И у него тоже мотоцикл?!
— У нас их целых три!
— Для кого ж третий — для Сашеньки на вырост?
— (смеется) Нет, это старинный советский «Урал» с коляской.
— Дедушкин, как и пластинки?
— Ну, это такое семейное увлечение, или развлечение. Я не очень разбираюсь в технике, тем не менее само присутствие вот таких заслуженных аппаратов мне очень нравится. А как удобно ехать в коляске!
— Понятно, что ваш возраст и здоровье позволяют вам не слишком печься о своей внешности. И
— Не могу сказать, что такая уж поклонница спорта. У меня много движения в концертах, за два часа на сцене столько набегаешься. А насчет диеты… не знаю, напишете ли вы это дословно… В общем, я стараюсь не жрать.
— Чего ж тут такого, тем более это же завет великой Майи Михайловны Плисецкой.
— Так и есть. И в этом, мне кажется, решение проблемы для огромного большинства людей. Хотя поесть, честно скажу, люблю.
— Что именно?
— Да все, что едят нормальные люди, — шашлыки, макароны, картошку…
— Но внешне вы совсем не похожи на любительницу макарон и картошки.
— Тут одно важное условие — это можно съесть за несколько часов до концерта в обед. А наедаться после концерта, тем более ночью — категорически нельзя.
— Не было мысли попробовать себя в качестве актрисы? Ведь в качестве исполнительницы песен вы в сериалах уже участвуете.
— Причем иногда даже без моего ведома, как недавно выяснилось. Я услышала на известном всем телеканале свою песню в начале сериала, хотя о ее использовании там даже не подозревала. Мы задали дирекции канала свои вопросы. Не знаю, чем это закончится. Хотя сам интерес ко моим песням приятен… А в
— Строго говоря, вы по образованию пиарщица?
— Да, окончила Казанский государственный технический университет имени Туполева, гуманитарный факультет, отделение «связи с общественностью».
—
—
— Будете в своем городе, полюбопытствуйте. Это одна из гордостей Казани.
— Спасибо. Мой диплом назывался «Формирование и продвижение имиджа личности в
— Ну это как водится. Только зачем вам, с вашим 17 местом у «Форбса», писать
— Считаю, что достаток — не верх мечтаний. И это не мои, а наши общие с компанией деньги. Мне было искренне интересно учиться. Хотя вопрос — можно ли в нашей стране получить образование по специальности «связи с общественностью», если наши преподаватели сами не получали этого образования. Но те вещи, что нам преподавали — менеджмент, корпоративный имидж, — все равно пригодятся.
— Еще вопрос, который задаю всем, и все отвечают
— Это, конечно, дом моих родителей в Казани, там мне спокойнее всего. Они живут в спальном районе в самой обыкновенной девятиэтажке. Рядом школа, куда я ходила. Это место, где я выросла, и стоит попасть в тот двор, как снова чувствую себя ребенком.
— А по поводу вашей собственной квартиры осуществили мечту, о которой пели: «Перекрашу квартиру в розовый цвет. В спальне будет ночь, а на кухне рассвет»?
— Ну, эту песню я писала еще в съемной квартире. Там, конечно, страшные разгильдяйства происходили, море моих
— Вы писали стихи под квартиру или квартиру отделывали под стихи?
— Я ее отделывала мысленно. Потому что если бы перекрашивала в реальности, мне бы потом пришлось делать ремонт. Кстати, с одной из моих съемных квартир так и произошло. А тут и перекрашивать ничего не надо было: цвет обоев бежевый, и когда всходило солнце, стены сами собой становились
— А где сейчас живете?
— Можно сказать, в деревне. Мы единственные жильцы в округе — обитаем в деревянном домике среди снегов. Все удобства, конечно, есть. Просто никто, кроме нас, пока не поселился в этом поселке. Зима, никто не строится, тишина и спокойствие, мы топим камин и смотрим фильмы…
— Марина… Извините, можно вас так называть?
— Абсолютно нормально.
— Хочу поблагодарить, мы с вами больше часа общались, и ни на секунду не возникло никакого напряжения в разговоре, хотя обычно в общении со звездами такие моменты часты. Вы и в этом отношении — уникум.
— Спасибо и вам.