- Игорь Юрьевич, вы уже довольно давно доказываете всем, что бензин на российских АЗС должен стоить дешевле, чем сейчас. Об этом же, кстати, говорил осенью и премьер Путин. Почему же нефтяники не торопятся менять ценники?
- Практически на всей территории России ситуация на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов в той или иной степени контролируется крупными нефтяными компаниями, в том числе через дочерние структуры. Несмотря на наличие нескольких таких формально независимых компаний, между ними не наблюдается реальной конкуренции. На розничных рынках крупнейшие нефтяные компании не испытывают существенного конкурентного давления со стороны других участников, которые не могут сравниться с ними ни по возможностям получения нефтепродуктов непосредственно с НПЗ, ни по возможностям хранения на нефтебазах, ни по влиятельности в регионах, в которых они присутствуют. Эти факторы приводят к тому, что цены на АЗС на деле оказываются выше, чем они могли бы быть в здоровых рыночных условиях.
Конечно, мы не удовлетворены динамикой цен на бензин. В США, к примеру, бензин подешевел, в пересчете на наши деньги он стоит 14-15 рублей, а в России - около 21-23 рублей. Сравнение вполне уместное, но нужно учитывать, что у них доля налогов в цене литра бензина - 30%, а у нас - 60%. Простые сопоставления показывают, что такое топливо, как 95-й бензин, у нас должно стоить около 19 рублей за литр. Мы наложили большие штрафы на 4 крупнейшие нефтяные компании России: на ТНК-ВР - 1,1 млрд. рублей, на "Газпром нефть" - 1,3 млрд. рублей, а в отношении "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" штрафные санкции составили 1,44 и 1,5 млрд. рублей соответственно.
В январе 2009 года правительство России приняло ряд мер по стабилизации нефтяной отрасли: отменен НДПИ для новых месторождений, более чем в три раза снижены экспортные пошлины, обнулены пошлины на импорт оборудования. Странно, что нефтяные компании в это же время подняли оптовые цены на нефтепродукты на 30-60%. Мы приняли этот вызов и возбудили новые дела по факту установления монопольно высокой цены в отношении 4 крупнейших нефтяных компаний, доминирующих на российском рынке. Штрафные санкции для нефтяных компаний будут больше, чем в прошлый раз, поскольку мы будем рассматривать компании как рецидивистов.
- Оштрафованные осенью компании уже заплатили выписанные им штрафы? Куда пошли эти деньги?
- Мы штрафовали нефтяные и топливные компании не только осенью. В 2008 году ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрела около 150 дел, связанных с нарушениями на рынках нефтепродуктов. В совокупности на нарушителей антимонопольного законодательства было наложено штрафов на сумму более 6 млрд. рублей. Практически во всех случаях нефтяники или топливные компании пытаются обжаловать в судах наши решения и постановления, сильно затягивая процесс выплаты. Но во многих случаях суды поддерживают наши решения. Оплаченные штрафы идут в бюджет государства.
- Вы чувствуете в этом противостоянии поддержку властей?
- Да, мы ощущаем поддержку руководства страны. Недавно правительство России направило в Думу законопроекты, включающие в себя поправки к антимонопольному законодательству, так называемый "второй антимонопольный пакет". Эти поправки существенно ужесточают санкции, применяемые к нарушителям правил конкуренции, например, вводится уголовная ответственность.
Кроме того, на недавнем совещании в Киришах, где обсуждались вопросы поддержки нефтяной отрасли России, нефтяники поднимали вопрос о необходимости прекратить антимонопольные регулирования, но председатель правительства, которому мы подчиняемся, поддержал ФАС.
- Нефтяники пытались оказывать на вас давление?
- Они оспаривают в суде наши решения и предписания, в которых содержатся требования, направленные на создание равных конкурентных условий для всех участников рынка. Речь идет о таких вещах, как необходимость использования открытых форм оптовой продажи топлива, реализация нефтепродуктов на недискриминационных условиях (прежде всего в отношении компаний, не входящих в структуру данных холдингов), запрет компенсировать потери от неблагоприятного экспорта за счет внутреннего рынка и ряд других требований, которые являются неоспоримыми принципами работы на западных рынках.
Нефтяные компании не согласны с нами, критикуют наши действия, но надо отдать им должное, с грубым давлением на ФАС мы пока не сталкивались.
- Вы часто встречаетесь с главами нефтяных компаний?
- Не часто. Когда мы возбуждаем дела, которые идут по установленной схеме, встречи нежелательны. В любое другое время - буду рад.
- Когда начнется второй этап вашей войны с нефтяниками и сколько на этот раз компаний в списке нарушителей?
- С начала нынешнего года мы завели уже около 30 дел в отношении участников нефтяного и топливного рынков. Как я уже говорил, на прошлой неделе мною был подписан приказ о возбуждении дел в отношении 4 крупнейших нефтяных компаний, уже оштрафованных в прошлом году. Поскольку компании нарушают антимонопольное законодательство уже не в первый раз, есть основания полагать, что после завершения всех предусмотренных законодательством процедур при рассмотрении дел назначенные штрафы будут существенно выше, чем осенью. На данный момент мы видим признаки нарушений у 251 компании из нефтяного сектора.
- Вас устраивает законодательная база в этом противостоянии или вы что-то поменяли бы в ней?
- Мы не ставим перед собой цель кого-то там максимально жестко наказать, разорить, обанкротить, будь это нефтяники или компании из других секторов экономики. Хотя граждане давно ждут от нас огромных штрафов для компаний, ведь все уже устали каждый раз на заправках компенсировать аппетиты"нефтяников из своего кармана. И все же главной задачей в перспективе является обеспечение развития конкуренции на внутрироссийском рынке.
В мировой практике АЗС является достаточно традиционной сферой для развития малого бизнеса. Россия пока очень далека от этого. Требуется принятие принципиальных решений об изменении структуры сектора, об организационном обособлении компаний-владельцев АЗС, работающих на розничных рынках. Нужно законодательно разделить функции компаний, входящих в структуру нефтяных холдингов, обеспечить рыночные формы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, как это уже давно делается на Западе. Важно также сохранить независимость нефтеперерабатывающих заводов, которые пока не входят в структуру крупнейших нефтяных компаний. Конечно, такие задачи не могут быть решены силами одной ФАС, требуется принятие закона. В настоящее время такое предложение содержится в проекте программы по развитию конкуренции, которую мы готовили совместно с Минэкономразвития и Минпромторгом.
- Помимо нефтяников с кем вы еще сейчас часто сталкиваетесь в судах?
- У нас много дел в судах, связанных с РЖД и органами власти. Как правило, у монополистов хорошие юристы, и нашим сотрудникам приходится нелегко противостоять им в суде.
- Вы уже несколько лет руководите ФАС. Как считаете, за это время рынок в стране стал более конкурентным?
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков реально ощущают конкуренцию. Причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привела к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка. В период с 2004 по 2007 год существенно усилилась конкуренция с импортом, хотя отечественные компании по-прежнему являются основным источником конкуренции для российских производителей.
В то же время существуют и негативные тенденции. Некоторые сферы российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) по сравнению с уровнем концентрации в тех же отраслях развитых стран. Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), предприятий по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.
Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Их высокий удельный вес в отношении к ВВП страны позволяет предположить у них наличие возможности антиконкурентного влияния на рынки.
- В условиях кризиса грядет процесс слияний и поглощений на рынке, выживут только сильнейшие, которые могут занять доминирующее, монопольное положение. Как вам такая перспектива?
- Слияния во время кризиса - это естественный процесс. Но мы следим за тем, чтобы не образовывались монополии. Хотя в самом факте существования доминирующей компании нет ничего особенного, нарушением закона является только злоупотребление этим положением.
- Вы учитываете фактор кризиса, которым многие компании сейчас объясняют стремительный рост цен на свою продукцию?
- Безусловно. Мы пошли навстречу бизнесу и добровольно сократили сроки рассмотрения ходатайств о совершении сделок с трех месяцев до одного. В условиях кризиса мы не применяем максимальные штрафы в отношении нарушителей закона. Что касается компаний, то тут нужно внимательно смотреть и разбираться, почему растут цены. В одних случаях это оправданный рост, например за счет роста курса доллара, в других - недобросовестные компании просто хотят под шумок заработать на потребителях.
Досье
Игорь Артемьев
Родился 27 ноября 1961 года в Ленинграде.
Имеет два высших образования, одно из них юридическое. Автор 43 научных статей и изобретений, 6 монографий по вопросам бюджета и экономики. Кандидат наук.
В политике с 1989 года. В 1992-м избран депутатом Ленсовета, был председателем комиссии по экологии и городскому хозяйству.
С 1994 года - председатель комиссии по городскому хозяйству, председатель координационнной группы по бюджету и финансам Законодательного собрания Петербурга.
В 1996 году назначен первым вице-губернатором и председателем комитета финансов администрации Петербурга.
В 1999 году стал руководителем Фонда экономических и политических исследований "ЭПИЦентр - Санкт-Петербург".
30 октября 1999 года выдвинут кандидатом на пост губернатора Санкт-Петербурга на досрочных губернаторских выборах в декабре 1999 года. Занял второе место, набрав 14,68% голосов.
В декабре 1999 года стал депутатом Государственной думы РФ третьего созыва. Заместитель председателя фракции "Яблоко", заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам.
С 10 марта 2004 года - руководитель Федеральной антимонопольной службы.