МАСТЕРА ПОДДЕЛКИ

Для зрителя театральная бутафория - всего лишь подделка, но сами бутафоры убеждены, что создают произведения искусства. Татьяна Крылова, заведующая бутафорским цехом театра Ленком, рассказала "Труду" о том, каково это - ежедневно копировать действительность.

ВСЕ УМЕЕШЬ? В БУТАФОРЫ!
l Я не мечтала работать в театре. Вообще никогда не была с ним связана. Просто с детства что-то делала руками, поэтому, видимо, и закончила архитектурный. Работала на заводе "Зенит", делала дизайн всего - от лазерных установок до похоронных лент. А потом - развал Союза, завода, безденежье... Как-то на вернисаже пыталась продать свое панно, чтобы заработать хоть что-то. Подошли какие-то люди, посмотрели, сказали, что понравилось, пригласили в "Табакерку" сделать дизайн интерьера. Белить и красить тоже пришлось самой. Когда закончила, мне сказали: "Ба, да ты же все умеешь! Иди-ка ты в бутафорский цех". Я и пошла. Как выяснилось, навсегда.
ОШИБКИ НЕ СМЕРТЕЛЬНЫ
Поначалу многое не получалось. Для спектакля "Смертельный номер" сделала статую Венеры, а художник сказал: "Барахло". Я расстроилась, но выяснилось, что не все потеряно. Потом я поняла: в бутафории ничего нельзя испортить, все можно переделать. Но одно дело переделать статую, и совсем другое - 120 стульев эпохи Петра I. Чтобы не запороть это задание, я десять дней жила на заводе, где их делали.
БАТАРЕЯ С МАТОМ
Бутафорский цех подчиняется художнику. Знаменитый художник Ленкома Олег Шейнцис был очень требователен - терпеть не мог покупную бутафорию, заставлял все делать самим.
А настоящие предметы были для него просто оскорблением. Он не понимал, зачем в декорацию ставить чугунную батарею центрального отопления, если ее можно сделать из папье-маше. Она будет с такими же неровностями, капельками, трещинами. Обычная батарея была для него просто куском железа, а бутафорская - произведением искусства. А еще он был очень эмоционален - перед премьерой разговаривал все больше нехорошими словами, но никто не обижался.
ЛЮБОЙ КАПРИЗ
Я ненавижу однообразие. Я от него всегда бегу. В работе бутафора, к счастью, однообразия нет. Наоборот, художники и артисты всегда подбросят что-то необычное. Как-то Саша Абдулов решил, что если по сюжету он выходит из горящего дома, то пальто должно на нем гореть. Я ему говорю: "Саша, это же театр, а не кино". А он мне: "Какая разница?" Пришлось ехать на "Мосфильм", в театре ничего подобного не делали. И Абдулов выходил на сцену в горящем пальто.
ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ
Бутафор работает и с предметами, и с людьми. Для спектакля "Город миллионеров" мы делали маски актеров. Технически просто: кладешь, к примеру, Дмитрия Марьянова на диван, засовываешь ему в нос трубочки и обливаешь лицо гипсом. Он пыхтит, но терпит. Вот Витя Раков до сих пор стоит в реквизите, народ шарахается. Глазки настоящие, волосики настоящие, реснички настоящие. Как живой.
МНОГО ШТУЧЕК ИЗ НИЧЕГО
Бутафор сам решает, из чего и как мастерить. Вся "Юнона" сделана из металлических заводских отходов. Так что бутафор должен быть творцом, а не только ремесленником. Должен понимать, из чего делает вещь. Из пенопласта, поролона или из дерева. Кстати, из пенопласта был сделан жареный кабан в "Королевских играх". И тем не менее артисты его ели! Просто сзади был сделан потайной карман, в который перед спектаклем они клали сосиски или мясо.
ТАМ И ЖИВЕМ
Рабочий день бутафора не нормирован. Мало кто обращает на это внимание: уже давно для людей театра личная жизнь может быть только в свободное от театра время. Лично мне после смерти мужа из театра вообще нет смысла идти домой. Но кое-кто все-таки находит работу менее хлопотную. Обычно уходят в рекламу, в дизайн интерьера, даже в реставраторы.
АПЛОДИСМЕНТЫ ЗА ПОКРАСКУ
Когда нет спектакля, приходится делать и обычную техническую работу. Вот сейчас декорации поставили, и мне нужно пойти и тупо покрасить железо. Или вот первые золотые маски для премии. Делали их семь месяцев. А все долгий и нудный труд - шлифовать, красить, камушки вставлять. Но зрители аплодируют, и эти аплодисменты не только для актеров, но и для нас.
РЕЗЮМЕ
Татьяна Крылова, Заведующая цехом бутафории театра Ленком
Родилась в Зеленограде
3 мая 1953 года.
Образование: Художественное училище N75, специальность - "архитектор".
Стаж работы в Ленкоме - 15 лет.
До Ленкома работала бутафором в театре-студии "Табакерка".
КАК СТАТЬ БУТАФОРОМ
Средняя зарплата театрального бутафора -
12-15 тысяч рублей.
Обучают искусству бутафории только в московском Театрально-художественном колледже N60.
Первое задание, которое должен выполнить первокурсник, - смастерить деревянную табуретку.
Найти работу театральному бутафору нелегко. Театр обычно содержит двух-трех бутафоров, больше не требуется.
Из театра бутафоры часто уходят на телевидение, в рекламный бизнес и на реставрацию архитектурных сооружений.