- "Жуков остров" на довоенной карте города вообще не значился, - рассказывает мне главный инженер ДЭУ "Магистраль" Николай ШАПЕНКО. - Это была засекреченная территория пригорода Киева. Здесь все было оцеплено колючей проволокой, усиленно охранялось войсками НКВД. По периметру закрытую зону патрулировала конная милиция. В 1935 - 1937 годах тут развернулось грандиозное строительство южного подземного железнодорожного перехода прямо под руслом Днепра.
В том месте, где нынче находятся тренировочная база киевского "Динамо" и село Чапаевка, находились десятки бараков. В них жили тысячи заключенных. Из-за избыточного атмосферного давления в зоне забоя люди нередко теряли сознание, лопались кровеносные сосуды. Гражданским специалистам, привлеченным к этим сверхсекретным работам, за одно лишь упоминание слова "тоннель" за пределами стройки грозила Колыма. Каждого инженера опекали суровые парни в кожанках. Сейчас тут неподалеку элитная база отдыха с роскошным рестораном. За высоким забором, на стапелях, дожидаясь весны, - яхты стоимостью до 12 миллионов долларов. А тогда...
...Осторожно шагая по льду, продвигаемся с фонарем-прожектором в глубь тоннеля, уходящего под Днепр. Стены и своды сооружения высотой с трехэтажный дом покрыты толстым слоем инея. Толстенные бетонные конструкции выглядят как новые, а выглядывающая арматура у входа в "трубу" - без малейших признаков ржавчины. Все делалось на совесть и на века.
Но ни один железнодорожный состав так и не прошел под рекой. Успели построить 1,5 километра из 6. С началом бомбежки Киева, когда стало ясно, что город придется сдать, тоннель в нескольких местах взорвали и затопили. Сегодня нам повезло: воду сковал мороз, иначе бы мы не увидели уникальный объект изнутри.
Незавершенным оказалось и строительство еще одного - северного тоннеля под Днепром. В районе нынешней Оболони, неподалеку от Московского моста, возвышается железобетонная махина овальной конструкции высотой под 20 метров - это тоже часть тоннеля, по которому должны были двигаться поезда - навстречу друг другу.
У этих сооружений может быть новая жизнь. Генеральный директор корпорации "Киевавтодор" Владимир Андреевич ЖУКОВ подтвердил слухи о желании местных властей разгрузить от транспорта центральную часть города, направив транзитные автомобильные потоки под землю.
- Строящийся Подольско-Воскресенский мостовой переход "нырнет" под землю в тоннель и выйдет на поверхность на пересечении улиц Артема и Черновола. Строительство предусмотрено генеральным планом развития города.
- Какой же будет длина тоннеля?
- Полтора километра. Предусматриваем две "трубы" с трехполосным движением в обе стороны.
- А пустить поезда под Днепром не думаете?
- С поездами давно полная ясность - они, как и прежде, будут идти по мостам. Зато автомобильный тоннель уже под рекой вполне возможен. Он - в генплане. Нынешние потоки машин с харьковского направления на житомирское и одесское намерены пустить под землю. Это семь километров под Днепром и центральной частью Киева.