Победу в этот вечер праздновал Станислав Говорухин, поставивший в канун 70-летия едва ли не лучший свой фильм. На этот раз мастер вдохновился романом Владимира Дудинцева "Не хлебом единым", который прогремел в оттепель, а потом был надолго изъят властями из библиотек. И только в перестройку о нем вспомнили вновь. Два года назад, перед самым началом съемок, режиссер в беседе с автором этих строк, помнится, выражал сомнение в необходимости этого фильма. Мол, пойдет ли на него зритель, поймет ли проблематику глубокого и, увы, незаслуженно полузабытого романа. Оказалось, зритель наш - совсем не такой дурак, каким его представляют себе идеологи и создатели иных убогих сериалов и блокбастеров. Везде, где Говорухин показывает свой фильм, толпы зрителей атакуют кинотеатры, а после сеанса и самого режиссера, чтобы сказать ему слова благодарности и любви.
Так было и в Гатчине, где после финальных титров к режиссеру валом валили зареванные зрители. А ведь Говорухин рассказывает простенькую вроде историю о том, как школьный учитель физики не хлеба, не карьеры ради, а только во имя любви к стране, к своему народу взялся за изобретение новой труболитейной машины. Ради этой нелепой по нынешним представлениям цели он претерпел немыслимые мытарства и унижения, попал в тюрьму, потерял лучшие годы, но не сломился, спасенный любимым делом и любимой женщиной.
Эта, казалось бы, немудрящая история, воспроизводящая местами стилистику производственного романа, тем не менее рассказана режиссером с такой нежностью и с такой мерой душевного соучастия к своим героям, какие теперь редко встречаются в кино. Поэтому вердикт жюри, в которое входил и автор этих строк, был единодушен: "Не хлебом единым" - главное событие фестиваля. Кроме "Гранатового браслета" (так называется Гран-при гатчинского киносмотра), фильм был отмечен также призом за лучшую операторскую работу, а замечательный актер Виктор Сухоруков получил приз за лучшую мужскую роль. Словом, полный триумф Говорухина и его детища. Особенно на фоне того, что в конкурсе участвовали ленты таких мастеров, как Игорь Масленников ("Русские деньги"), Валерий Огородников ("Красное небо. Черный снег"), Валерий Лонской ("Голова классика")...
Сразу после вручения наград я основательно поговорил с режиссером. Вот небольшой фрагмент из этого интервью.
- Это уже четвертый фестиваль, где я показываю картину. И везде ее сопровождает зрительский успех. Я отношу его главным образом за счет хорошей литературной основы, за счет романа, который произвел в свое время переворот в обществе и который, как выясняется, в главных вещах совсем не устарел. Вслед за Дудинцевым мы попытались передать атмосферу минувшей эпохи, образы его героев, и, похоже, нам это удалось. Мечтаю о том, чтобы вслед за Выборгом, Гатчиной, Москвой фильм увидел широкий зритель на просторах всей матушки-России. Но из-за блокбастеров, заполонивших экраны, нашей черно-белой картине в широкий прокат прорваться очень трудно. Боюсь, что даже невозможно...