- Отчего вы изменили название оперы? - спросила я Алексея Львовича, согласившегося дать первое интервью по поводу нового спектакля газете "Труд".
- "Мистерия оглашенных" - название более точное. "Литургия" в переводе с греческого означает "служба". А мистерия - это действо, которое, собственно, мы и показываем. В нем представлены не только люди, но и Бог, ангелы, сатана, бесы... Подобные действа разыгрывались в средневековье прямо на улице перед собором, в канун Рождества. Впрочем, мистические персонажи присутствуют и в моих рок-операх - "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона и Авось".
- Но кто же такие "оглашенные"?
- Оглашенные -это новички, которых позвали в храм, "огласили" словом Евангелия, но они не стали еще "верными". Когда начиналась "Литургия верных", священник обычно восклицал: "Оглашенные - изыдите!". И те покидали службу с плачами и стенаниями. Отсюда и пошло выражение: кричит, как оглашенный.
- Так о чем ваш спектакль?
- О мятущейся душе в скрещении вечно противоборствующих сил Добра и Зла. О вечной любви. О мире, в котором мы живем, но понять его не в силах. Помните, был момент, когда нам всем показалось, что мир вступил в полосу устойчивости, и вдруг снова "все трещит и качается", как писал Мандельштам, - стихийные бедствия, войны, терроризм...
- Что же нас может спасти?
- С рождения у нас в душе зажжен свет. Он и спасает от тьмы. Вот почему человеческий разум так стремится заглянуть за пределы материального мира. Нам хочется верить, что жизнь не кончается со смертью тела, и что путешествие души бесконечно. Что, как не свидетельство таких свободных странствий души, - сюжеты, о которых мы узнаем из шумерских клинописей, индийского эпоса "Махабхарата", Ветхого и Нового Заветов? Эта тема меня всегда безумно интересовала. Я прочитал огромное количество книг, и захотелось создать произведение - своего рода "Божественную комедию" нашего времени, где герой побывал бы в потусторонних мирах - в Рае и в Аду, чтобы лучше понять себя и прозреть свой путь в будущем, Я использовал мировые литературные шедевры разных тысячелетий, в том числе произведения русских поэтов первой половины минувшего века, и создал на их основе либретто.
- Что послужило импульсом для написания "Мистерии"?
- Меня потрясли судьбы тех, кто шел по пути духовного самостояния, как, например, Данте. Великий итальянец нигде не мог найти пристанища и прятал "Божественную комедию" в тайниках, на чердаках. Лишь после смерти поэт явился во сне сыну и поведал ему о своей рукописи, завещая открыть ее людям. В темницу был заключен и Торквато Тассо - автор "Освобожденного Иерусалима"...
Я задумал эту оперу еще двадцать лет назад, когда само понятие "литургия" было неудобоваримо. Все, что относилось к религии, оценивалось негативно. А тексты Розанова, Бердяева и вовсе считались криминальными. Тогда же запретили и мою пластинку "Юнона и Авось", и я был подвергнут критике со стороны композиторов.
А когда я отказался написать музыку к постановке по одной из книг Брежнева, телефон вообще замолчал. Я стал затворником. Ушел в свой собственный мир. Начал сочинять оперу. Работа продолжалась десять лет с большими перерывами. Меня изумляло то, что авторы, разделенные тысячелетиями, говорят об одном и том же. Я начал буквально осязать органическое единство мира.
- Где происходит действие вашей музыкальной драмы?
- В сталинском лагере. Герой - зэк Данилов. Его посадили за то, что он писал произведение с религиозными и мистическими мотивами. Данилов размышляет о трагической судьбе России, вспоминает свою жизнь, любимую женщину, которая для него - как Беатриче для Данте. И ему открываются иные миры. Он размышляет: а что же со всеми нами, оглашенными, происходит? Что будет с нашей страной?
Впрочем, я никому не хочу навязывать свою интерпретацию. Само помещение, в котором происходит действие, - это традиционный театральный так называемый "черный кабинет". Декораций нет. Используются лазеры и световые приборы, специально сделанные для нашего спектакля. С их помощью мы создаем яркие, визуальные эффекты. Возникает и маленький земной шар - крохотная микрочастица в бесконечной Вселенной, несущаяся через холодный черный космос. За полтора часа сменяется 270 картин. Это требует от актеров большого напряжения. Им приходится бесшумно перемещаться в темноте. Поет живой хор. "Мистерию оглашенных" мы будем показывать в специальном помещении, сооруженном на третьем этаже концертного зала "Академический".
- Вы создали свой театр специально для этой постановки?
- Да. Этот спектакль я увидел именно в таком пространстве и с такой партитурой. Главного героя играет Валерий Сторожик, исполнитель заглавной роли в спектакле Театра Моссовета "Иисус Христос - суперзвезда". Героиню - Мария Антипова.
В скором будущем собираюсь делать и другие постановки. Мечтаю, чтобы мой театр стал лабораторией современной оперы.