Тем временем правительству позарез нужны деньги - в первую очередь на налоговую реформу, без которой трудно надеяться на приток инвестиций. Совсем недавно, представляя новую среднесрочную (2003 - 2005 годы) социально-экономическую программу, наш главный реформатор Герман Греф сказал: "Наши успехи в налоговой реформе, которые в последнее время так рекламировались, не создали в России более благоприятный инвестиционный климат в сравнении с соседними странами". И добавил, что если дела пойдут так и далее, то "рост через несколько лет упадет до 1 - 2 процентов ВВП, а если и внешнеэкономическая конъюнктура будет плохой, то спад неминуем".
- Так какие темпы роста получит страна через три года? - спросил премьер Михаил Касьянов. - 8 процентов будет...
Ответа не последовало. Программа отправлена на доработку - до 10 апреля. Но вот вопрос: если для подъема несырьевых секторов экономики нужно установить для них льготный режим налогообложения, то где власть найдет средства на социальные статьи: зарплаты бюджетникам, пенсии и т.д.? Конечно, со временем снижение налогов принесет свои плоды в виде возросших доходов компаний, населения и в конечном итоге той же казны. Но этого еще нужно дождаться, а "кушать хочется всегда".
Тем временем предложение о том, где взять деньги на ускоренное реформирование экономики, уже прозвучало. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин на встрече с парламентариями Кабардино-Балкарии сообщил, что необходимые деньги в стране есть: просто "крупнейшие российские нефтяные компании ежегодно недоплачивают в бюджет страны миллиарды долларов". А потому властям нужно в корне изменить принцип налогообложения сырьевых отраслей - "надо думать о введении элементов рентной платы". Тогда, по мнению С. Степашина, не понадобится "миллион налоговых органов, не нужно будет искать дырки в законодательстве, когда деньги через разного рода офшоры и подставные фирмы уводятся от контроля". Глава Счетной палаты даже назвал сумму, которую бюджет страны получит дополнительно от добычи "общенародной собственности": 5 - 6 млрд. долларов в год.
Идея, конечно, не новая: рентная плата (т.е. плата за добываемые природные ресурсы) взимается в пользу государства в Норвегии, Швеции, Аргентине, Финляндии и т.д. "А у нас горная рента вся подарена тем, кто сидит на месторождениях, - говорит известный экономист Виктор Данилов-Данильян. - Парадокс: месторождения по Конституции и Закону о недрах принадлежат государству, а ренту от них получает тот, кто эксплуатирует. Это фантастическая ситуация, такой еще не было в истории человечества. Ренту всегда получает собственник, а не арендатор".
Эти разговоры не случайно слышны именно сегодня. За последние годы федеральная власть окрепла экономически и организационно. Если раньше трогать "олигархов" было небезопасно, то теперь ситуация принципиально иная. От российских магнатов все громче и настойчивее требуют соблюдения общегосударственных интересов, а уже потом - своих личных и корпоративных. Власть даже начинает демонстрировать свои возможности обойтись вообще без магнатов. Не напрасно в эти же дни появилось письмо президенту Владимиру Путину от главы "Роснефти" (государственная компания) и Газпрома (тоже фактически госкомпания), в котором, по сути, предлагается начать передел сырьевых ресурсов страны в пользу государства.
Учтем, что в стране фактически начинается предвыборный марафон - сначала парламентский, а потом президентский. В это время легче всего в жизнь проводятся решения, основанные на перераспределении богатств по принципу "соблюдения социальной справедливости". Время вспомнить сакраментальную фразу: делиться надо!