Он дал понять: нет ничего противоестественного в том, что сугубо производственная компания определенное внимание уделяет и политическим вопросам. Ведь только избирателей, работающих в системе Газпрома и смежных с ним отраслях, насчитывается до 5 миллионов. К тому же производственная деятельность концерна тесно связана с социальной и законодательной сферами, с вопросами наполнения федерального и местных бюджетов, обеспечением топливными ресурсами и развитием газовой инфраструктуры в регионах. В этих условиях крайне важна защита интересов компании (совпадающих с государственными) на региональном уровне, поддержка со стороны местных властей.
Представители субъектов Федерации отношениями с Газпромом, похоже, в основном довольны. Слова благодарности из уст присутствующих звучали внятно. А вместе с ними - бесконечные просьбы. Больше всего просили дополнительных объемов газа. Нынешняя зима, правда, не отразилась на благополучии газообеспеченных регионов, но топлива "съела" больше обычного. Сегодня его начинает не хватать. Заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Рязанов сообщил, что принято решение о дополнительном выделении регионам 600 миллионов кубометров топлива за февраль и 1,5 миллиарда - в марте. Регионщики облегченно вздохнули. И... снова вернулись к своим проблемам, большинство из которых касались газификации территорий. А.Рязанов заметил, что отношение Газпрома к этому вопросу изменилось. Раньше складывалась парадоксальная ситуация: чем хуже регион платил за газ, тем активнее там шла газификация (в счет реструктуризации долга). Сейчас от этой порочной практики стали отходить. За основу берется положение, что газификация - коммерческий проект. Его реализация должна идти в интересах обеих сторон. Кстати, многие регионы уже ведут газификацию своими силами, привлекая газпромовские организации только для решения производственных вопросов. Со своей стороны Газпром готов проводить для руководителей территорий практические семинары, показывать новые экономичные технологии газификации, с тем чтобы регионы могли легче ориентироваться в специфике дела и выбирать варианты осознанно.
Реализация коммерческих проектов газовой отрасли - для регионов пока дело новое. Некоторые из них всерьез не готовы к деловому партнерству и ведут себя, как на блошином рынке, спеша сплавить покупателю негожий товар по хорошей цене. На это обратил внимание собравшихся и.о. генерального директора "Межрегионгаза" Анатолий Хрипунов. Он, в частности, отметил, что зачастую регионы предлагают газовикам участвовать в заведомо невыгодных проектах, - например, с окупаемостью в... сотню лет.
Одной из главных забот Газпрома остается реконструкция и замена старых газопроводов. Тут возникает немало сложностей в отношениях с местными властями. Например, в Московской области требуется заменить тысячи километров сетей. Все бы ничего, но вот земля, отводимая под новые газопроводы, стоит столько же, сколько прокладка магистралей, что делает проект экономически невыгодным. Но разве областные власти не заинтересованы в безопасности газового хозяйства?..