На экраны выходит прокатный хит с участием популярного актера
Блогер Дима в погоне за дешевой славой устраивает хулиганские розыгрыши и выкладывает их в Сеть. Один из роликов он снимает в стенах церкви. Видео провоцирует возмущение в среде верующих, на блогера заводят дело. Дима прячется от полиции в месте, где его точно не будут искать — в небольшом провинциальном монастыре. Так закручивается интрига фильма «Непослушник», который в эти дни огромным тиражом (2000 копий) выходит в прокат. Поставил его режиссер Владимир КОТТ, известный по фильмам «Муха», «Громозека», «Карп отмороженный», сериалу «Петр Лещенко. Все, что было». Звоню режиссеру, чтобы выведать подробности о работе над этим потенциальным лидером проката.
— Владимир, начнем с начала. Как случился этот необычный в вашей судьбе фильм?
— Я не был инициатором этой картины. Мне попался в руки сценарий, в основе которого лежала коллизия, которую в литературе и кино я раньше не встречал. Если коротко, это история про то, как пранкер, который любит шутить — зачастую на грани и даже за гранью фола, попадает в монастырь. И продолжает шутить там. И монахи постепенно принимают его. А он тем временем влюбляется в девушку, которая учится в иконописной школе. И понимает, что все его предыдущие любовные и жизненные привязанности были несерьезны по сравнению с тем, что с ним происходит здесь и сейчас.
— Ваш герой своими розыгрышами оскорбляет чувства верующих. Не боялись оскорбить эти самые чувства своим фильмом?
— Очень даже боялись. Не хотелось повторения скандальной истории с фильмом «Матильда», который, напомню, был подвергнут обструкции со стороны части православной общественности. Поэтому мы попросили видных представителей церкви почитать сценарий. На предмет, можно ли такое снимать в кино, не вызовут ли некоторые сцены гнева верующих. Они почитали — и дали добро. Потому что увидели в этой истории главное. Как человек был законченным эгоистом, циником, а в стенах монастыря перед ним открылась возможность стать другим, найти дорогу к Богу. В сущности, это история про нравственное, духовное преображение человека.
Мы консультировались со священниками и по ходу съемок. А когда фильм закончили, устроили для них специальный показ. Представьте ситуацию: в темном зале сидят 400 человек, все в черных одеждах, с окладистыми бородами. Начинается фильм с того, что в церковь врывается наш герой и начинает там натуральным образом беситься. Песенки «Пусси Райот» и ловля покемонов в церкви — цветочки по сравнению с тем, что вытворяет наш Димон.
Мы боялись, что священники нас тут же растопчут. Но постепенно в зале раздался один смешок, второй, потом серьезные, суровые люди стали дружно смеяться. После окончания фильма они окружили нашу группу. Я думал, сейчас начнутся поправки: уберите то, добавьте это. Но вместо этого услышал: а можно ваше кино показать в нашей епархии? И я осознал, что православный мир — он только внешне суровый. В нем хватает отзывчивых, светлых людей, которые искренне веруют, а не только зарабатывают своей деятельностью деньги. Хотя, не скрою, и такие там встречаются.
— Говорят, что вы объехали всю страну в поисках места для съемок...
— Это малобюджетный фильм, снятый без поддержки государства. Поэтому у нас не было возможности строить дорогие декорации. Надо было найти идеальное место на натуре, чтобы там был полуразрушенный монастырь, колодцы и колонки вместо водопровода, красивые окрестные пейзажи. В итоге нашли село Васильевское недалеко от Шуи. Когда-то село было богатым, сегодня оно бедное. И монастырь тоже захирел. Но какие там природные красоты! Вы их увидите в фильме: зима, заснеженное поле, монастырь с обветренными, облупленными от времени стенами. Сразу возникают какие-то глубокие эмоции, которые спрятаны в душе каждого русского человека.
По сюжету благодаря главному герою, который привел туда своих подписчиков, монастырь начинает восстанавливаться. Поэтому наши художники что-то в монастыре подремонтировали, подкрасили. Так что мы не только там кино сняли, но и, кажется, доброе дело сделали. А если после выхода фильма люди или власти захотят восстановить, реставрировать монастырь, мы будем только рады.
— Вы сказали, что бюджет фильм небольшой. Но в нем снялись настоящие звезды нашего кино, которые, извините, дорого стоят. В частности, это популярнейший Виктор Хориняк, знакомый зрителям по телевизионной «Кухне» и экранной трилогии «Последний богатырь»...
— Когда я читал сценарий, я сразу представил в главной роли Виктора. Таких актеров у нас мало. От него исходит ощущение сильного человека с тонкой нервной системой. Витя сразу согласился на роль, хотя плотно занят в театре. Он мерз вместе с нами прошлой зимой во время съемок и очень точно все сыграл. Несмотря на то, что фильмы с его участием приносят огромные доходы, его гонорар в «Непослушнике» был достаточно скромным. Много мы заплатить не могли, а ему просто понравилась эта история.
Разумеется, в фильме, адресованном массовой аудитории, мы не могли обойтись без любовного треугольника, хотя и не в классическом его понимании. У главного героя есть городская подруга — острая, резкая, роковая красавица, которую играет Аглая Тарасова. В своем монастырском заточении Дима встречает нежную, светлую, как ангел, девушку, которую играет Таисия Вилкова. Наш герой мечется между двумя красавицами и, в конце концов, делает свой выбор. Какой? Узнаете, посмотрев кино.
— Как реагировали местные жители на съемки фильма?
— Едва ли не каждый день из Шуи и окрестных сел к нам на автобусах приезжали экскурсии. Люди облепляли Виктора Хориняка, просили у него автографы. И он терпеливо их раздавал, никому не отказывал. Поэтому каждая смена у нас начиналась с опоздание как минимум на полчаса. Местный батюшка приводил экскурсии и на съемочную площадку. Конечно, в массовых сценах, в эпизодических ролях у нас снимались и монахи, и местные жители. Шуя находится всего в пяти часах езды от Москвы, но там совсем другие лица, вы их увидите в фильме. Разумеется, местные жители станут первыми зрителями «Непослушника». Мы покажем там фильм за день до его выхода в прокат.
— Если я не ошибаюсь, это первый ваш фильм, который выходит огромным тиражом. До этого для большого экрана вы снимали камерные авторские картины. Какие эмоции возникают у вас в связи с этим?
— Скажу честно: мне немного не по себе. У меня ощущение, что я бежал по одной дорожке, а потом почему-то повернул куда-то в сторону. А там — неизвестность. Я до этого довольно интимно, камерно общался со зрителями моих авторских картин. А тут «Непослушником» неожиданно заинтересовались на канале «Россия». Они выкупили наш скромный фильм, взяли на себя его прокат. А со временем покажут его и на своем канале. Прокатчики верят в успех «Непослушника». У меня, в свою очередь, есть надежда, что в случае удачи это даст мне свободу снимать то, что я хочу, а не то, что порой приходится снимать, чтобы выжить в конкурентной борьбе.