28 января на экраны вышел фильм Уильяма Брента Белла «Кукла»
Имя режиссера уже говорит о многом. Вспомним такие работы Белла, как «Оборотень», «Одержимая», «Остаться в живых». Верен своей теме мастер и на этой раз. Но история, которую он рассказывает, при всей своей концептуальной сказочности, привлекает именно реальной мотивацией, внятным объяснением мистического хоррора.
Итак, красотка Лорен Кохэн («Казанова», «Ходячие мертвецы») играет американку Грету – няню восьмилетнего мальчика Брамса, который оказывается… таинственной фарфоровой куклой. Сначала это ее удивляет, но потом девушка втягивается в игру, тем более что родители Брамса – пожилые англичане – достойно ей платят за уход.
Надо сказать, у Греты непростой бэкграунд: прошлое гонится за ней в лице монструозного экс-бойфренда. Для нее представляется спасением подвернувшаяся работа гувернантки в маленькой английской деревушке.
Конечно, ей странно, что кто-то пытается заменить погибшего сына фарфоровой куклой. Еще более странно, что, уезжая из дома в долгожданный отпуск, супруги составляют для Греты целый свод строгих правил по уходу за куклой. И дальше разворачивается череда мистических событий, у которых, что очень приятно, оказывается, вполне внятное объяснение.
Мы проживаем историю вместе с героиней. Честно говоря, на ее месте мы бы дали деру из нехорошего дома уже после первого «звоночка». Но Грета девушка стойкая, к тому же – заплачено.
Лорен Кохэн здесь играет целую гамму эмоций – и очень убедительно. Сам режиссер признается, что мгновенно нашел общий язык и творческое взаимопонимание с Кохэн:
– Было такое ощущение, что я сто лет знаю Лорен. Она талантлива и работоспособна, готова была играть 20 дублей подряд, если это было необходимо.
В роли бакалейщика Малкольма, который помогает Грете справиться с кошмаром дома, снялся обаятельный Руперт Эванс. Продюсер Гарри Луччези отмечает, что сразу же заметил некую «химию» между исполнителями. С ним солидарен и режиссер:
– Лорен и Руперт отлично поладили, что было очень важно для фильма, так как их герои влюбляются друг в друга. Малкольм – это сложная роль. Он – местный, и именно его глазами мы видим, что творится в этой странной деревне. К тому же у Эванса в картине много текста, и его монологи буквально захватывают зрителей.
Пожилых родителей Брамса – представителей высшего сословия английского общества, этакие «старые деньги», играют Диана Хардкэсли и Джим Нортон. Именно аристократичная героиня Дианы решится на создание куклы. Она ведь одержима правилами и предписаниями. И мы понимаем, что именно она, а не муж, в эмоциональном плане в большей степени нуждалась в такой кукле.
– «Кукла» – неординарная и страшная история необычной любви, в которой что-то пошло не так, – говорит Джим Нортон. – Родители так любят своего погибшего сына, что готовы на все, чтобы сохранить память о нем. Они никогда не смирятся со своей потерей. Люди по-разному справляются со своим горем. Эти супруги создали существо, куклу, чтобы хоть как-то сохранить свое душевное равновесие.
Кстати, для фарфоровой куклы позировал настоящий ребенок – Джетт Клайн. Он появляется в фильме лишь на фотографиях и рисунках, которые берегут родители Брамса.
По словам режиссера, в облике Джетта было все, что им требовалось для Брамса. Он – симпатичный маленький мальчик, но можно поверить, что через минуту он превратится в монстра.
А создал куклу настоящий профи – Тодд Мастерс, известный в Голливуде художник-гример. Перед ним стояла необычная задача: у Брамса должно было быть детское выражение лица, которое под воздействием освещения менялось так, что обретало зловещее выражение. И тогда казалось, что малыш готов на убийство…
– Мы пробовали самые разные выражения лица и положения тела Брамса, пока не нашли то, что нужно, – говорит Тодд Мастерс. – Но в результате добились того, что оператор фильма Дэниел Перл смог менять выражение лица куклы с помощью света. Мы сделали очертания лица куклы более четкими, так что в зависимости от ракурса освящения кукла могла менять выражение лица. Поверьте, это впечатляет... То есть выражение лица куклы всегда оставалось нейтральным, но вместе с тем зритель должен замечать малейшие изменения, происходящие с лицом Брамса. Это было нашей основной задачей».
Кстати, создатели обошлись без компьютерных эффектов – они принципиально считают, что «чудо должно быть рукотворным».
Добавим, что «роль» страшного дома сыграл готический особняк семьи Хилшир из Британской Колумбии на острове Ванкувер. А легендарный оператор Дэниэл Перл (он снимал ставшим культовым хоррор 1983 года «Техасская резня бензопилой», а также ремейк ленты 2003 года) сделал атмосферу ужаса реально ощутимой.
Похоже, этот фильм о странностях безудержной родительской любви имеет шансы стать классикой жанра.
– Здесь есть гениальный поворот сюжета, что для меня, как режиссера, было очень интересной задачей, – говорит Белл. – Мы решили снять фильм, который бы мог встать в один ряд с другими классическими фильмами этого жанра и который будут пересматривать вновь и вновь. И я надеюсь, нам это удалось.