Главная Культура 14:32 04 Февраля 2016 3101
Попадания и осечки Николая Коляды

В Москве завершились гастроли знаменитого театра с Урала. Неужели последние?  

Сергей Бирюков

31 января спектаклем «Женитьба» завершились ежегодные гастроли Коляда-театра из Екатеринбурга. С традиционными переаншлагами почти на всех двух десятках спектаклей, данных за 17 дней. В том числе на четырех премьерах сезона – «Ричард III», «Кошка на раскаленной крыше», «Клуб брошенных жен», «Дом у дороги» (последние две пьесы написаны самим Колядой). Сохранять такой интерес публики в перекормленной театрами столице может только ярчайший и самобытнейший коллектив. Откуда же опасения (в том числе высказанные самим худруком), что нынешний приезд уральцев в Белокаменную может стать последним? Корреспонденту «Труда» удалось побывать лишь на пяти представлениях, но и они родили впечатления и наблюдения, которыми журналист считает своим долгом поделиться.

Коляда-театр смело берется за самый разный репертуар. Начиная от классики из классик — Шекспира. Одно из самых ярких впечатлений – «Король Лир», где харизматик Николай Коляда — не только режиссер, но и исполнитель заглавной роли. Артист, в глазах которого гораздо привычнее видеть лучики едкой иронии, оказывается настоящим трагиком, погружающим нас в бездну  боли и скорбных открытий своего героя. Притом есть где проявить свою властную стать и монументальной Ирине Ермоловой (Гонерилья), фарсовую прыть – бойкой Вере Цвиткис ((Регана), магнетизм насмешливой мудрости – «простаку» Александру Кучику (Шут)...

Простота – вообще один из верных путей к успеху. «Лир», конечно содержа традиционные колядовские «хоровые» камлания и пантомимы, придающие действию магический ритм и колорит, не перегружен ими. Декораций практически нет, зато виртуозно использованы элементарные предметы – канаты (метафора поводьев судьбы, через которые она управляет персонажами), жестяные корыта (не то лодки, не то пирамида гробов)... Главное же – отлично слышен шекспировский текст.

Николай Коляда в роли короля Лира


 Чего автор этих строк не может сказать о «Ричарде III» – спектакле, вызвавшем повышенный интерес, поскольку он как раз из числа премьерных. Да, весь стиль Коляды, хорошо знакомый его поклонникам, – на месте, включая ту самую пантомиму и пластический «хор», порой невероятно изобретательный в своих массовых фигурах и жестах. Да, добавила пластики спектаклю живая змея – ясный (пожалуй, даже слишком лобовой) символ, который не выпускает из  рук Ричард, этот человек-рептилия, пытающийся из своего ничтожества править миром  (счастье Коляды, если в зале не было зоозащитников, иначе, боюсь, у них к постановщику возникли бы жесткие вопросы).

Но именно тут, со своими «придумками», Коляда, показалось, переборщил: массовок и шума слишком много, текст и интрига тонут в скороговорке и криках мельтешащих героев. Да еще добавилась видеопроекция – прием, мне кажется, не очень колядовский, а скорее какой-то дискотечный. Притом Олег Ягодин (Ричард), чья агрессивная страстность теперь известна не только любителям театра Коляды, но и широкому кругу кинозрителей (главная роль в философско-фантастическом фарсе Андрея Прошкина «Орлеан»), будучи предельно выразительным на экране, элементарно плохо слышен со сцены: его голос грешит стертостью, не летит в зал.

В новом спектакле «Ричард III» появляется непривычная для Коляды видеопроекция

Похожее ощущение вызвал и «Слуга двух господ». Безусловно, импровизация и введение вставок из нынешней жизни – в традициях комедии дель арте, и поначалу это переругивание режиссера с труппой, эти реплики из-за сцены «Кучик – плохой артист!», это обрусение и ожаргонивание текста («режиссура, епрст, как говорили наши учителя Мейерхольд и Таиров – это, епрст...» и т. д.) – великолепно заводят зал. Тем более что Кучик, как мы уже знаем – совсем не плохой артист, да и коллеги ему под стать. Но опять-таки с шумом и суетой постепенно образуется такой передоз, что перестаешь понимать, кто есть ху и в чем, собственно, сюжет. Теряется ощущение цельности действия, оно превращается в сюиту отдельных фарсовых эскапад, лишенных общей кульминации. Перегольдонить самого Гольдони у Коляды не получилось.

А получается у него лучше всего то, что впрямую касается нас с вами – современная русская жизнь. Здесь у ирониста, мастера характерных наблюдений, ловца словечек-мемов драматурга Коляды – мало конкурентов. Какая великолепная зарисовка – «Скрипка, бубен и утюг»: драка на свадьбе — найдется ли история, звучащая более «национально»? Как колоритны перепалки «народной косточки» и «интеллигенции» – крепко стоящей на «родной почве» Нины, мамы жениха (зычноголосая Любовь Ворожцова, бравирующия терминами «золовка-деверь-шурин-свояк») и «утонченной» родительницы невесты, бухгалтерши Людмилы (Тамара Зимина), для которой все это пошлость, домострой и китч. Но ни квасная «народность», ни снобское интеллигентничанье не способны дать персонажам ключ к главному в жизни – пониманию другого человека, умению любить и прощать.

Спектакль «Слуга двух господ» полон и даже переполнен внешними эффектами

А рядом — грустный (хотя по виду очень веселый) спектакль «Баба Шанель» как раз о тех, кто хочет любить, да жизнь не подкинула нужного количества удачи. Пять теток из ансамбля «Наитие», приписанного к районному обществу глухих, после юбилейного концерта (группе исполнилось 10 лет) вспоминают прожитое – и ты попадаешь под очарование этих по-русски обкорнанных судеб, где не было счастья, а лишь мечты о нем. И у той, что от одиночества бомбит на своей старенькой машине-развалюшке. И у той, что хотела читать со сцены Ахматову и Цветаеву, а должна петь частушки для слабослышащей публики... А какие поистине бенефисные роли – в особенности у замечательного артиста Сергея Федорова, изображающего без двух недель 90-летнюю до предела бойкую (даром что путающую слова песен) бабку Капитолину.

В спектакле «Баба Шанель» у Сергея Колесова (Сара Абрамовна, справа), Сергея Федорова (Капитолина Петровна, слева) и других участников ансамбля – поистине бенефисные роли

Впрочем, и тут есть место замечаниям, причем направленным в самое ядро театрального произведения – драматургию. Ее, как в громадном большинстве работ Коляда-театра, обеспечивает титульный герой и создатель этого коллектива. Но, когда пишешь такое количество пьес (по четыре-пять в год, а некоторые, как скромно хвалился, представляя на творческой встрече свой новый 4-томник, сам Николай, набросаны «за 40 минут на коленке»), от следов... не будем употреблять слово халтура, скажем – скороспелости не освобождаются даже лучшие работы. Вроде той же «Бабы Шанель». Например – отчего стушевался во втором действии руководитель ансамбля «Наитие» Сергей Сергеевич, задумавший «ребрендинг» коллектива? Ты ожидаешь развития его конфликта с бабушками, так хлестко заявленного в первом акте – но эта линия бросается. А виновница самого «ребрендинга» – уволенная из мэрии секретарша градоначальника, которой нужно куда-то пристраиваться, и она не находит ничего лучшего, как вторгнуться на волне старых связей в не хватающий звезд с неба бабий коллектив, – сверкнув подобно молнии в финале первого действия, во втором вообще исчезает. Понимаю, автору для развития интриги эти персонажи перестали быть надобны, но есть же законы драматургии: висящее ружье должно выстрелить. Плохо, если оно (Сергей Сергеевич) не стреляет. А если стреляет в первом же акте (та самая бывшая секретарша, «Баба Шанель», как ее прозвали старушки), то еще хуже.

Леня (Игорь Алешкин) и Наташа (Вера Вершинина) из пьесы «Скрипка, бубен и утюг» так и не поняли, зачем поженились

Но тут мы вступаем в спор с самой моделью авторского театра, каковым является театр Коляды. Подобные сбои неизбежны, когда два десятка лет в программках ты читаешь: автор пьесы, режиссер, сценограф, составитель музыкального оформления – и дальше все та же стопроцентно предсказуемая фамилия художественного руководителя, он же директор, он же актер, он же все-все-все... Понимаю, что-то делается от экономии – например, тот же отказ от дорогостоящей должности директора. Театр-то независимый, это предприятие, которое кормит само себя и должно сводить концы с концами. Но вот единоличная творческая диктатура (при наличии у Коляды молодых учеников, получающих, будем справедливы, доступ к его сцене) несет в себе такие оборотные стороны, что никакой экономией не оправдываются.

Не отсюда ли ощущение ухудшенного повторения пройденного, которое рождают новые спектакли? Этот поднадоевший легкий матерок, эти почти обязательные сортирные сцены (в «Ричарде III» оказалось достаточно имени персонажа – сэр Тиррел, чтобы постановщик, уцепившись за звучание, усадил героев орлами в нужнике)... На некоторых представлениях бросились в глаза свободные места в зале – раньше такого на гастролях Коляды не припомню. Сам Николай Владимирович в интервью этих дней вообще стращал, что нынешние московские гастроли могут стать последними. Он пенял на экономический кризис и дороговизну всего, что связано с организацией поездок. Но не ощутил ли худрук подсознательно и некоторый спад внимания публики к своему детищу?

Скажу жесткую вещь: если ощутил – хорошо. Потому что и авторскому театру, чтобы оставаться на гребне интереса, надо меняться. Сможет ли это преданно любящий (и есть за что!) себя и свой театральный дом Николай Коляда?

Под конец еще раз напомню, что видел лишь четверть гастрольных спектаклей. Так что могу ошибиться и я. Вот это было бы совсем хорошо. И конечно надеюсь, что на следующий год мы снова увидим знаменитый уральский коллектив во всем блеске его задора, народного юмора и мудрости.     

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9471
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?