Иран добрался до космоса

Иран самостоятельно вывел на орбиту первый спутник. Власти страны уверяют, что он предназначен исключительно для научных исследований и коммуникаций. Однако эксперты опасаются, что Тегеран продемонстрировал: отныне он способен создать межконтинентальную ракету.

Иранский президент Махмуд Ахмадинежад назвал старт ракеты-носителя "Сафир-2" с искусственным спутником Земли "Омид" ("Надежда") "историческим событием". Поздравлять было с чем. Разрабатывать космическую программу Тегеран начал давно. Еще в 2005-м с космодрома "Плесецк" российская ракета-носитель "Космос-3М" вывела на орбиту иранский спутник. В сентябре 2008-го Иран запустил спутник совместно с Китаем и Таиландом.

Тегеран уверяет: космическая программа носит исключительно мирный характер. Глава МИДа Манучехр Моттаки заявил, что "спутник будет собирать климатические, экологические данные, а также использоваться для связи". Между тем "Омид" выполнил первое задание: передал запись поздравления Ахмадинежада.

Однако эксперты не склонны верить официальному Тегерану. "Стало очевидно, что иранцы могут спокойно создать межконтинентальную баллистическую ракету, способную достичь не только Европы, но и США, - говорит "Труду" заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Однако когда будет создана такая ракета, неизвестно: иранская программа засекречена, и мы крайне мало о ней знаем".

Больше всего Запад опасается, что Тегеран начнет строить межконтинентальные ракеты, способные нести ядерный заряд. Заверениям о мирном характере атомной программы мало кто верит. Чтобы застраховаться от удара, американцы предложили разместить в Европе элементы ПРО. Такое предложение вызвало бурю негодования в Москве. В Кремле утверждали, что американская противоракетная оборона направлена против России. До сих пор свою позицию Москва подтверждала тем, что у Ирана нет ракет, способных долететь до Европы.

Теперь такой уверенности все меньше. "Иран "помог" США. Самостоятельный запуск спутника свидетельствует, что Вашингтон был прав", - считает Храмчихин.