Нижний Новгород задыхается от ГАЗа

Государство продолжает оказывать поддержку отечественному автопрому: вчера в Нижнем Новгороде правительственная комиссия по повышению устойчивого развития экономики под руководством вице-премьера Игоря Шувалова приняла решение спасти Горьковский автозавод.

О том, что правительственная комиссия во главе с Игорем Шуваловым будет пытаться спасти Горьковский автозавод (ГАЗ), было известно еще на прошлой неделе. Фактически ГАЗ стал первым из правительственного списка стратегических предприятий (всего их 295), над спасением которых власть и бизнес работают совместно.

Ситуацию с ГАЗом в Нижнем Новгороде обсуждали первый вице-премьер Игорь Шувалов, губернатор Новгородской области Валерий Шанцев, эксперты из Минэкономразвития, Минфина, руководство компании и ее кредиторы.

Положение Группы ГАЗ, подконтрольной Олегу Дерипаске, сейчас действительно очень непростое. Из-за кризиса месячная выручка упала с 480 млн. долларов в сентябре до 180 млн. в ноябре. Уже на конец октября продукция предприятия продавалась очень плохо, а складские запасы росли. Кроме того, у холдинга скопилась серьезная задолженность перед поставщиками, а банки в период кризиса крайне неохотно выдают кредиты. С нового года завод существенно сократил производство, чтобы не увольнять сотрудников (хотя сначала рассматривалась возможность сокращения 25 тыс. человек).

Поскольку ГАЗ является градообразующим предприятием, то сначала рабочая группа по его поддержке была создана на местном уровне. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев стал изучать возможности областного правительства по обеспечению ГАЗа заказами - например, приобрести 2 тыс. новых автомобилей GAZ Siber для обновления таксопарка города. Между тем продажа 2 тыс. авто предприятие не спасет.

Президент ГАЗа Николай Пугин надеется, что уже весной спрос на продукцию вновь вырастет и завод перейдет на нормальный пятидневный график работы. Пока же нужно решить финансовые вопросы. Игорь Шувалов заверил, что в распоряжении властей есть полный набор возможностей: и госгарантии, и оформление налоговой задолженности, и работа с банками по предоставлению кредитов. По некоторым направлениям планируется осуществлять госзакупки техники.

Что делают на ГАЗе

GAZ Siber
от 487 400 до 595 000 руб.

Волга-31105 от 232 800 до 312 440 руб.

ГАЗ-2705 от 390 300 до 422 500 руб.

Цитата

Игорь ШуваловИгорь Шувалов, первый вице-премьер:


- Мы даже используем административные рычаги, пытаемся предоставить кредиты предприятиям. Но продукцию свою куда они денут? Ее девать некуда. Банки давали кредиты под нажимом со стороны правительства, потом мы должны принимать меры по обеспечению госзаказом, чтобы продукцию реализовывать. Но до бесконечности мы не можем принимать эту продукцию на склады за счет бюджетных средств.

Фокус "Труда"

Группа ГАЗ


В ней трудятся порядка 115 тысяч человек. Средняя зарплата, по неофициальной информации, в прошлом году составляла 18-20 тысяч. руб. 29 декабря 2008 года конвейер автозавода был остановлен и работу возобновил только 19 января 2009 года. Люди там работают по сокращенному графику - в две смены три дня в неделю. Благодаря короткой рабочей неделе удается избежать массовых сокращений персонала (руководство группы озвучивало цифру - 25 тысяч человек). Дальнейшего сокращения рабочей недели не планируется.

Доля ГАЗа в производстве автомобилей в России составляет: 5% - легковых, 55,6% - грузовых, 47,9% - автобусов. Годовой объем производства - более 230 тысяч автомобилей, из них 53,4% - грузовые, 17,2% - автобусы, 26,7% - легковые автомобили. Годовой оборот - примерно 60 млрд. рублей.

Завод выпускает различные модели автомобилей и микроавтобусов: легковые автомобили среднего класса "Волга" (3102, 31105 и 310221) с двигателями объемом 2,1-2,5 литра и мощностью 90-150 лошадиных сил; легковые автомобили на базе Chrysler GAZ Siber с двигателями 2-2,7 литра мощностью от 141 лошадиных сил; малотоннажные грузовые автомобили (сегмент LCV) "Соболь" (2310 и 2752) и "Газель" (3302 и 2705) грузоподъемностью 0,75-1,5 тонн; среднетоннажные грузовые автомобили семейств ГАЗ-3310 "Валдай" и 3307/3309 грузоподъемностью 3,5-5 тонн; полноприводные автомобили ГАЗ-2330 "Тигр" и грузовые автомобили ГАЗ-3308 "Садко" для армии и народного хозяйства грузоподъемностью 1,3-4 тонн; автобусы особо малой вместимости (микроавтобусы) "Соболь" (2217/22171) и "ГАЗель" (3221, 32213) на 6-13 мест.