Любовь к работе
По данным исследования, 87% подчиненных либеральных начальников любят свою работу, в то время как у их авторитарных коллег этот процент ниже - 60%. Однако либерализм должен быть умеренным. "Важно в своем либерализме не скатиться до фамильярности, - считает Галина Филатова, заместитель директора Центра психологической поддержки и современного психоанализа "Персона", - чтобы коллеги не стали приятелями".
Если грань между начальником и подчиненным стирается, последний перестает адекватно воспринимать руководителя: он начинает расценивать замечания, поправки не как указания к действию, а как личную претензию. Это как минимум замедляет работу подразделения, приводит к ухудшению взаимоотношений начальника и подчиненного.
Путь к успеху
Подчиненные начальников, склонных управлять либерально, прилагают больше усилий для достижения успеха. 78% подопечных "либералов" склонны делать все для эффективной работы, в авторитарных группах этот процент ниже - 59%. Это логично, ведь авторитарные управленцы не поддерживают инициативу. Если сотрудник будет раз за разом выносить предложения и видеть, что ими не пользуются, то рано или поздно он прекратит заботиться о повышении качества работы.
Например, Ирина, официант в ночном клубе, говорит, что они с огромным уважением относятся к своему метрдотелю. Когда официанты работают в смену этого менеджера зала, то выкладываются на все сто: довольными остаются и гости, и вышестоящие начальники. Метрдотель Елена, по словам Ирины, по стилю управления - либерал, но совесть не позволяет садиться ей на голову. Во-первых, потому, что она никогда слепо не подчиняется генеральному, всегда старается отстоять интересы официантов, обсудить с ним сумасшедшие бизнес-предложения, чтобы найти адекватное решение.
Ирина вспоминает: "Как-то наш генеральный решил, что всегда нужно не только приветствовать гостей, но и представляться им, говорить, мол, сегодня вас обслуживать буду я, Ирина. А в довесок к этому обязательно нужно было говорить: "Вот вам меню, выбирайте", да еще стоять позади гостей и ждать заказа". Попытки официантов объяснить нереальность новых требований из-за громкой музыки и дефицита времени не находили понимания у главного. Что сделала Елена? Она собрала планерку для официантов и объяснила все нововведения. После чего сказала: "Не бойтесь, работайте как работали, схема работы проверена годами. Через неделю все станет так, как было".
Ирина говорит: все официанты любят Елену за то, что она видит в них людей, и стараются не подводить ее. Страшно: ведь если они ее когда-нибудь подведут, на ее место придет другая, не такая хорошая.
Сотрудники развиваются
Начальники с авторитарным стилем управления меньше вдохновляют своих подчиненных на улучшение качества работы. В частности, среди них лишь 40% повышают свою квалификацию, в то время как подчиненные либеральных руководителей склонны к этому в большей мере - 64%.
"Отношения в либеральном отделе более прозрачные, - считает Галина Филатова, - подчиненные лучше представляют, что им надо делать, чтобы получить повышение". А если человек осознает цель, у него больше стимула к ней двигаться. "Когда я пришел на работу, мне сразу объяснили, за счет чего я могу получить прибавку к заработной плате, а потом и повышение в должности, - рассказывает Александр, менеджер по продажам. - В результате меньше чем через полтора года я стал руководителем этого отдела".
Я тебя слушаю
Подчиненные "либералов" больше уверены в том, что начальство готово выслушать их точку зрения, - таковых 92%. В то, что мнение подчиненных авторитарных начальников что-то значит для последнего, верят лишь 62%. Это естественно, ведь сам факт того, что руководитель выстраивает партнерские отношения, подразумевает обратную связь, то, что начальник прислушивается к мнению подопечных и учитывает его в своих решениях.
Далеко не факт, что авторитарного руководителя не интересует точка зрения подчиненных, но сам принцип авторитарного управления подразумевает большую весомость мнения руководителя в принятии решений. Некоторые начальники в стремлении отгородиться от подчиненного доходят до абсурда. Один глава отдела международной компании, например, общался со своими подчиненными только через персонального ассистента. Естественно, когда начальник не хочет просто слышать своего подопечного, вряд ли у последнего возникнет иллюзия, что руководителя волнует его мнение.
Цифры
Начальники и подчиненные
46%
россиян считают, что руководители не мотивируют их на более продуктивную работу. Это в 1,4 раза больше, чем в среднем в мире (33%). На первом месте по этому показателю Финляндия (60%), на последнем - Индия (16%)
23%
россиян полагают, что их руководство не понимает, чем ежедневно занимаются подчиненные. В среднем в мире эта цифра составляет 27%. На первом месте по этому показателю Финляндия (59%), на последнем - Индия (13%)
35%
россиян считают, что их начальство не сможет справиться со служебными обязанностями подчиненных. В среднем в мире эта цифра составляет 32%. На первом месте по этому показателю Финляндия (64%), на последнем - Индонезия (22%)
Источник: Kelly Services