Интрига связана с намерением Виктора Ющенко одновременно объявить решение о назначении новых губернаторов областей. На протяжении четверга продолжались напряженные переговоры с руководителями фракций. Дискуссии затянулись, согласие так и не было найдено.
Тем временем в кулуарах парламента обсуждались детали зреющего в стране скандала, связанного с именем экс-президента Леонида Кучмы. Речь, в частности, о незаконных продажах за границу военного имущества и оружия должностными лицами государственной компании "Укрспецэкспорт" и СБУ. Недавно приостановлена деятельность международной преступной группы торговцев оружием, которые пытались незаконно вывезти за пределы страны 20 крылатых ракет воздушного базирования типа Х-55 и Х-55СМ. Они способны нести ядерный заряд. Но, как утверждают оппоненты Кучмы, в 2000-2001 годах 12 таких ракет все же "уплыли" за границу на основе фиктивных контрактов. Некоторые "контрабандисты" сегодня в розыске, двое таинственно погибли в автомобильных катастрофах. Как утверждает полковник внешней разведки Украины, народный депутат Григорий Омельченко, обо всех этих противозаконных "ракетных" операциях не мог не знать Кучма. Что касается ситуации, связанной с именем журналиста Георгия Гонгадзе, то здесь имя Леонида Даниловича упоминалось не единожды. В своем депутатском запросе в адрес председателя СБУ Игоря Смешко полковник Омельченко приводит данные по так называемой спецоперации "Провокатор", которую, по его словам, лично благословил экс-президент в беседе с бывшим главой службы безопасности Леонидом Деркачом. Речь идет об организации слежки, прослушивании телефонных разговоров, использовании спецтехники для негласного получения информации. Утверждается, что за день до исчезновения Г. Гонгадзе дело "Провокатор" было срочно закрыто, а все материалы, которые могли стать достоянием общественности, уничтожены.
Судя по этой и другой информации, предоставленной мне полковником СБУ, а также если верить разрозненным сведениям о последних шагах генпрокуратуры страны в связи с делом Гонгадзе, вполне возможно, что хотя бы на пятом году со дня его убийства общественность узнает имена исполнителей. Во всяком случае, Виктор Ющенко на недавнем выступлении в Страсбурге пообещал, что через месяц-два дело погибшего журналиста будет доведено до конца.
Привлекут ли Леонида Даниловича хотя бы в качестве свидетеля по двум этим и другим уголовным делам, прогнозировать сложно. Многое зависит от позиции Виктора Ющенко. В качестве кандидата в президенты он заявлял: перед законом все равны.