МОНЕТИЗАЦИЯ ПО-САМАРСКИ

Существовавшая в нашей стране долгие годы система общественного регулирования основывалась отнюдь не на здравых принципах экономики, а на причудливом постсоветском подходе к защите малообеспеченных слоев населения. Добавим к этому отсутствие в Советском Союзе развитой системы индивидуального страхования и пенсионную уравниловку, доставшуюся в наследство, и станет понятно происхождение унизительной схемы социальной помощи для пожилого населения и откровенно паразитарной - для государства.

То, что коренные изменения назрели, было очевидно еще десяток лет назад. Особенно во времена, когда пенсию выдавали с задержкой на полгода, а исправно финансировавшиеся из бюджетов различного рода, но никем не учитываемые льготы стали кормушкой для плутократии. Первой ласточкой перемен в этой сфере стала реформа пенсионной системы, ориентированная на ныне работающее поколение. Теперь дошла очередь до льгот и финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе любых социальных реформ возможно недовольство самых ущемленных слоев населения. Но, как показывает анализ большей части происходящих вокруг монетизации акций протеста, причина их состоит в основном в нюансах - как подошли к законодательным новшествам на местах. По мнению депутата Госдумы от Самарской области Виктора Казакова, раздражителем для пользователей льгот во многом стала неуверенная, а порой и некомпетентная управленческая тактика.
Ошибки произошли как на уровне региональных, так и федеральных властей. Поскольку этими промахами тотчас воспользовалась оппозиция, попытавшаяся с помощью инспирированных пикетов и митингов похоронить реформу в самом зачатке, Кремлю пришлось активно вмешаться в дело монетизации. Впервые за последние годы государственные решения, направленные на улучшение благосостояния населения, принимались в столь стремительном темпе.
Социальная тактика федеральной власти оказалась весьма действенной - к концу января регионам выделены все полагающиеся для обеспечения процесса финансы, а с марта существенно, на 240 рублей, будет увеличена и пенсия. С января на 20 процентов поднимется зарплата бюджетников. Ведется расчет реальной компенсации военнослужащим в зависимости от места прохождения службы, приняты меры по повышению стипендий для студентов. Помимо этого, в закон о льготных выплатах правительство внесло корректировку, согласно которой стоимость проездного документа для льготных категорий граждан на территории субъектов для пользования всеми видами транспорта не может быть выше, чем минимальный размер компенсаций. Федеральный бюджет взял на себя компенсацию региональным транспортным организациям 30 процентов потерь от введения проездных билетов для федеральных льготников. В общей сложности его расходы на реализацию закона о монетизации в этом году увеличатся до 300 миллиардов рублей вместо запланированных 190 миллиардов.
Отдельные регионы, например Самарская область, от реформ явно выигрывают. Учитывая то, что ежемесячная денежная компенсация труженикам тыла поднята до 420 рублей, ветеранам труда - до 450 рублей, пострадавшим от репрессий и реабилитированным - до 420 и 560 рублей, льготный проездной билет станет существенным довеском. Не исключено, что реформа насытит и областной бюджет, так как сейчас в Совете Федерации обсуждается возможность сохранения в местных бюджетах половины поступающего на территории региона подоходного налога для обеспечения социальных выплат.
- О том, что оперативная законодательная корректировка возможна, депутаты говорили еще в ходе обсуждения проекта, - сказал депутат Госдумы от Самарской области Виктор Казаков. - Предполагалась, что именно практика внедрения закона проявит наиболее слабые места нового документа. Это еще раз доказывает, что государство ведет очень взвешенную, но при этом и очень целеустремленную социальную политику.