По словам Шаталова, в ближайшие дни налоговая реформа станет предметом обсуждения в правительстве, и власть определится, как поступать с гражданами, чьи крупные покупки не соответствуют заявленным декларациям. Пока предлагается три варианта. Первый - ничего не менять, чтобы налоговики по-прежнему по результатам проверок доначисляли сумму подоходного налога. Второй - полностью отменить контроль, пусть себе граждане покупают все, что позволяет карман. Но пока правительство склоняется к третьему варианту: сокращать число крупных покупок, которые попадают под контроль МНС. Речь идет прежде всего о сделках с приобретением и строительством жилья.
Самая неприятная часть в предлагаемом реформировании состоит в намерении правительства добраться до недвижимости всех россиян. В Минфине считают, что налог на нее может быть введен уже в 2005 - 2006 годах. Как и сколько будут платить граждане за свои приватизированные и купленные квартиры, предстоит определить в этом году. По словам Шаталова, налог не будут вводить разом по всей стране, пока не подведут итоги эксперимента в Твери и Новгороде. Но совершенно точно, что процесс начнется с налога, рассчитанного по балансовой стоимости жилья, а завершится уплатой налога, исходя из рыночной стоимости квартир. Напомним, что Минфин настаивал на 2-процентной ставке налога на недвижимость. В этом случае владельцы жилья стоимостью 20 тысяч долларов (примерно столько в среднем по России стоит серийная "двушка") ежегодно будут платить 400 долларов. Министерство экономики предлагает пожалеть небогатых граждан и начислять налог на жилье со ставкой в 0,1 процента от стоимости квартир на рынке.
Крупному бизнесу продолжение налоговой реформы в России по плану Минфина тоже обойдется недешево. На Ильинке отстояли свой "эволюционный вариант" продолжения реформы. Согласно ему налог с продаж отменят с 2004 года, единый социальный налог (ЕСН) снизят в 2005 году, а ставку налога на добавленную стоимость (НДС) обещают сократить до 15 - 17 процентов не раньше 2006 года. Споры вокруг ставки ЕСН завершились предложением Минфина модифицировать налог, упростив предприятиям доступ к регрессивной шкале, которая будет снижена со 100 тысяч рублей до 70. А сокращение ставки налога с 35,6 до 30 процентов случится, по словам Шаталова, лишь в отдаленной перспективе.
Реформа имущественных налогов с отменой существующих льгот станет источником компенсации запланированного к отмене налога с продаж, бюджетные потери от которого составят 70 млрд. рублей в год. Сегодня в этой части до 60 процентов налоговой базы выводится из фискального обложения из-за множества действующих льгот. Правда, в Минфине считают, что их отмена по имущественным налогам для естественных монополий должна совмещаться с реформой самих монополий. В противном случае компании перенесут потерянные льготы на содержание трубопроводов, газопроводов, линий электропередачи и другого стратегического хозяйства, что обернется ростом тарифов и стоимости услуг. Имущество армии также предложено вывести из льготной категории. При этом государство должно выделить военным деньги для уплаты налогов. Это перекладывание государственных денег из одного кармана в другой Минфин оправдывает необходимостью создать прозрачную систему в финансовых недрах Минобороны.
Похоже, разногласия в правительстве по темпам и направлению реформирования налоговой системы позади. Предстоящее заседание кабинета зафиксирует факт достижения компромисса, суть которого проста: при низких доходах бюджета и пиковых выплатах внешнего долга снижения налогов населению и экономике ожидать не приходится.