ПОДЕШЕВЕЕТ ЛИ "МАРОЧНАЯ"?

Государственная Дума на днях утвердила изменения и дополнения в Федеральном законе о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции.

Цель документа, как пояснил нам государственный советник Госдумы, один из руководителей рабочей группы экспертов по разработке закона Владимир Андреевич Ребриков, состоит в том, чтобы ввести его в соответствие с Налоговым кодексом. Более четко определить компетенцию местных и федеральных властей в вопросах контроля качества и объемов производства крепких, свыше 9 градусов, напитков. Они как подлежали, так и теперь подлежат обязательной маркировке. Но если раньше, скажем, на водку наклеивали три марки - федеральную акцизную, региональную и так называемую идентификационную, доходы от продажи которой шли в местную казну, то сейчас остается только две. Региональная и федеральная. Что, по мнению разработчиков закона, упростит и ускорит продвижение продукции к потребителю.
В регионах будут маркировать спиртные напитки, оберегая, таким образом, их от подделок, подтверждая легитимность производства и оборота. Это входит в обязанность местных властей. Водка не попадает на рынок без марки, а марку не продадут до тех пор, пока не удостоверятся в качестве продукта. А весь процесс изготовления и выдачи "сертификатов" должны определять и блюсти органы власти субъектов Федерации. На федеральном же уровне определяется общий порядок организации такого контроля.
- Но и сами марки подделывают, не так ли Владимир Андреевич?
- Безусловно. И чем больше рынок, чем больше оборот продукции, тем скорее появляются фальшивые наклейки. Опыт показывает, что в среднем мошенникам нужно месяца три, чтобы наладить "левые" марки. Упали легальные доходы от продажи спиртного, значит, активизировались проходимцы, пора менять марки.
- Много подпольной спиртной продукции производят сейчас в России?
- Пик водки с "левым винтом" пришелся на 1993-1996 годы, когда отменили государственную монополию на продажу и производство спиртного. Тогда легально производилось только 30 процентов, все остальное - реки подпольного зелья. Сегодня соотношение примерно 50 на 50.
- Раз теперь на одну марку на бутылке стало меньше, то та же водка, по идее, должна подешеветь...
- По новому закону каждая марка стоит 70-80 копеек, а прежде та же региональная наклейка обходилось от одного до восьми рублей. Но это вовсе не значит, что на те восемь рублей бутылка подешевеет. Есть еще вопросы конкуренции...
- Регионы по старой схеме имели доход от продажи идентификационных марок. Сейчас этих денег не будет. Не скажется ли это на зарплате тех же учителей, врачей, которые и без того бедствуют?
- Нет, конечно. В местный бюджет те средства все равно не попадали, а работали как бы на саму систему контроля.