- Я горд за успехи Марата, - говорит Наиль. - У меня не получилось самому пробиться в большой футбол. Слишком много ошибок совершил по молодости... Как только Марат встал на ноги, я подарил ему маленький мячик, с которым он ходил по квартире. А потом купил большой, но легкий мяч. Я садился в кресло, а сынишка лупил по нему что было сил. И очень радовался, когда этот воздушный пузырь летел вверх. "Без жертв" не обошлось. Сперва стали часы-кукушка над креслом, а дальше - вазы, графины, тарелки. Жена постоянно ругалась, что мы разбивали столько посуды.
С детства мой Марат знал всех сильнейших футболистов. На их примере я показывал сыну, чего можно добиться в футболе. Мне очень нравился Марадона. Не как человек - как футболист. Посмотри на него, говорю: маленький, не броский на вид, а сколько всего умеет - как здорово видит поле, какие изумительные, удобные для партнеров пасы отдает, как сам заколачивает. И наглости спортивной ему не занимать. Марат тогда, конечно, еще не понимал, кто такой этот великий аргентинец, хотя я постоянно включал ему кассеты с футбольными матчами, в которых блистал Диего. И недавно мне Марат признался: "Пап, а я перед каждой своей игрой ставлю кассету с Марадоной"... Он вообще очень любит аргентинский футбол. И не случайно. Марадона, Верон, Ортега, Аймар не просто мастера - они великие артисты. Люди приходят на футбол, чтобы увидеть зрелище, нечто запоминающееся. И я учил Марата, да и сейчас всегда ему об этом напоминаю: не играй, как робот, твори, удивляй на поле, доставляй своей игрой удовольствие зрителям.
...Когда Марату исполнилось три года, я начал брать его с собой во двор, где гоняли мяч старшие ребята. Он тогда смотрел на папу, который как угорелый носился по полю, страшно переживал за меня. Несмотря на приличную с мальчишками нашего двора разницу в возрасте (3-4 года), Марат (и это бросалось в глаза) лучше других соображал на площадке.
Я разработал собственную методику занятий с сыном. В нее входят продолжительные индивидуальные упражнения в различных условиях. Идем мы как-то с Маратом по лесной дороге. Как всегда, сын катит перед собой мяч. А я ему и предлагаю: "Марат, представь, что деревья - это защитники, а тебе их надо обыграть". Так как задание оказалось не из простых, а потому интересным (все-таки кочки, корни деревьев создавали большие проблемы при ведении мяча), моя идея ему пришлась по вкусу. Вообще, он обожал играть с мячом. Уже в шесть лет мог спокойно прожонглировать две тысячи раз! Во дворе он бил по пустым воротам ежедневно минимум по сто-двести раз.
Марату повезло, конечно, с тренером. Николай Антонович Растегаев не просто хороший наставник, но и отличный человек. Мне особенно нравилось, что он позволял своим мальчишкам получать удовольствие от футбола, не замыкал их в каких-то тактических рамках. А это, считаю, главное. Увы, многие тренеры зациклены на результате и тем самым не дают мальчишкам раскрыться, научиться самим думать на поле, импровизировать.
А я сына всегда учил, чтобы из любого эпизода на поле он выжимал максимум возможного. И если партнер оказывался в лучшей позиции, чем он, без промедления отдавал ему пас. Но и внушал, чтобы никогда не боялся брать игру на себя - как это делают аргентинцы и бразильцы.
После каждого матча мы проводим в семейном кругу "разбор полетов". Эта традиция сложилась у нас, еще когда он поступил в Футбольную школу молодежи. Я его никогда не ругаю, а, наоборот, указываю, в каком моменте, на мой взгляд, надо было поступить так, а не иначе. А сейчас Марат такое "выдумывает" на поле, что только диву даешься, какое он выбрал продолжение развития атаки. Нестандартность в игре отличала Марата еще в ФШМ. Там они на пару с Кареном Оганяном (выступает за дубль "Торпедо") разворачивали атаку так, что защитники не знали, кого держать, какую зону прикрывать. Конечно, жаль, что мальчишки оказались по разным командам. Карен ведь один из лучших друзей Марата, на поле они понимали друг друга с полуслова. И Карен, когда он звонит нам домой, всегда с сожалением говорит, как не хватает ему точных пасов моего сына: "Разорвали одно сердце...".
Но Марат всегда хочет играть в более сильной команде, против самых лучших футболистов и побеждать их. Поэтому приглашение в "Локомотив" стало переходом на другой уровень. Я ему внушал: никогда ни под кого не подстраивайся, каким бы великим этот футболист ни был. "Убеди" его подстраиваться под твою игру.
"В спорте, - втолковывал ему, - только по-хорошему наглые люди добиваются высот. Но по жизни ты должен оставаться хорошим человеком, чутким, отзывчивым. Только так можно стать звездой: злым - на поле и добрым - в повседневной жизни".
Одно время я водил сына в секцию карате, где как раз воспитывается дух лидера. Кроме того, здесь он получил хорошую растяжку мышц и координированность, что так важно для современного футболиста. Привил Марату и любовь к танцам. Об этом мало кто знает, но он хорошо танцует. А танцоры прекрасно владеют своим телом, их движения пластичны, согласованны, что позволяет легко менять направление своего движения, а следовательно, и направление атаки в игре.
Но я строго-настрого запрещаю ему проводить время в тренажерном зале. "Да, тебе где-то не хватает мощи, "физики", но от занятий со штангой ты потеряешь свою резкость". У меня знакомый тренер есть - боксер. Так вот он не позволял своим легковесным ученикам работать с гантелями. Специально, чтобы их движения не были "зажатыми". Так же и в футболе. "Малыши" должны использовать преимущества своего телосложения: резкость, быстроту, ловкость.
Я никогда не заставлял Марата тренироваться насильно. Вижу, устал Марат возиться с мячом - домой. В зависимости от его настроения мы могли играть день напролет, а могли не больше часа. Неважно на самом деле, сколько ваш ребенок проводит времени с мячом. Главное, чтобы игра приносила радость...