Различия отмечались, пожалуй, лишь в тактике подачи материала, в построении сетки вещания праздничных дней. Каналы, желая опередить конкурентов в борьбе за зрителей, старались выйти в эфир с новогодней программой как можно раньше. Времена, когда "Голубой огонек" (называю так все передачи новогодней ночи, имеющие на большинстве каналов другие имена, потому, что на деле это все та же, придуманная еще сорок лет назад жанровая форма) начинался лишь после поздравлений главы государства, - забыты. Теперь он стартует за полчаса до боя курантов на Спасской башне. Так поступили на двух крупнейших каналах - ОРТ и РТР. На ТВ-6 решили перехитрить телеграндов, начав еще на пять минут раньше. А на ТВЦ запустили свое новогоднее действо и вовсе в четверть двенадцатого.
Не знаю, что скажут социологи, определяющие рейтинги, - зато знаю, что говорили наутро многие мои знакомые, "рядовые", как принято их называть, зрители. Они, как ни странно, поддержали инициативу НТВ, где напрочь отказались от "Огонька", показав до и после полуночи две серии той самой "Иронии судьбы, или С легким паром", которая уже четверть века является непременным атрибутом новогоднего эфира. Энтэвэшники не только сэкономили немало средств на съемки громоздкого зрелища, но и в такой форме выразили свое отношение к нынешнему состоянию поп-музыки, которая вытеснила с новогодних подмостков все остальные разновидности искусства.
Странное дело: и музыканты, и поэты, и слушатели в один голос твердят о глубоком кризисе современной нашей песни, но тем не менее все богатство культуры в новогодние дни по-прежнему сводится лишь к ней. Хотя попытки отойти от этого единообразия имеют немалый успех. Так, на "малотиражном" дециметровом канале РЕН-ТВ еще в прошлый Новый год был использован необычный технический прием "вживления" виртуальных портретов известных политиков в придуманные для них сюжетные ситуации. В этом году эксперимент продолжен в программе "Бред сивой кобылы".
По жанру оба представления являются, скорее всего, политическим обозрением-капустником, где наряду с переиначенными на злободневный манер песенками, исполняемыми персонажами, немало места уделено их диалогам. Конечно, не все решения в "Бреде сивой кобылы" выглядели безупречными (мне, скажем, показался не слишком удавшимся виртуальный "Г. Зюганов" в сюжете "В постели с Мадонной"), однако сам принцип такой альтернативы безразмерному и безвкусному "попсовому" концерту, по-моему, достоин поддержки.
Другой альтернативой могли бы стать ленты, специально снятые к новогоднему празднику. Пока что с этой непростой задачей умеет справиться разве что Эльдар Рязанов: прошло почти полвека со дня появления "Карнавальной ночи", но ее успех смог повторить лишь его же фильм, о котором здесь уже говорилось. А вот у коллег-режиссеров получается не очень. Скажем, на канале ТВЦ, где, отдадим должное его руководителям, "гвоздем" новогоднего репертуара пытаются сделать именно такое кино, второй год подряд случаются неудачи. Причем все с известными, опытными постановщиками - сначала с Евгением Гинзбургом, а теперь вот - с Аллой Суриковой.
В ее двухсерийном фильме "Только раз..." даны в параллельном изложении трогательные истории трех пар - пожилой, среднего возраста и молодой. Всякий раз через недоразумения и перипетии они приходят к любви и счастливому финалу. При том, что в ролях заняты превосходные актеры - Софико Чиаурели, Донатас Банионис, Сергей Никоненко и другие, - от увиденного остается впечатление неуклюжести большинства ситуаций.
Фальшь драматургии повлекла за собой фальшь и в режиссуре. Поступки героев оказались слабо мотивированными, мизансцены - ходульными, игра актеров - поверхностной. Создавалось впечатление, что кинематографисты, как это нередко происходит, когда речь идет о фильмах для малого экрана, работали "на скорую руку", не очень-то заботясь о качестве.
И еще одна альтернатива присутствовала в новогодних программах. На сей раз с концертом соперничал карнавал. Иногда - как на ТВ-6 - в форме стилизации под венецианский образец. В другом случае - как воссоздание традиционного российского гульбища, где прихотливо соединяются самые разные составные: цирк, спорт, народные забавы. В двухчастном - в последний день уходящего и в первый наступающего года - явно затянутом по размерам "Новогоднем огоньке "Большой стирки" (ОРТ) нам демонстрировали глотание шпаг, виртуозное владение баскетбольным мячом, уникальные трюки, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса и еще много всякого.
При этом авторы не забыли включить в экранное разноцветье и традиционные для передачи подлинные истории, рассказанные их участниками, сидящими перед зрителями, собравшимися в студии. Нетрудно себе представить сложность переходов от темы к теме, от жанра к жанру. Первый блин, как положено, вышел комом: многое в программе казалось нелепым, ускользало из-под контроля ведущего, тянуло куда-то в сторону. Но вместе с тем сама форма карнавального новогоднего гулянья выглядела привлекательной и, главное, перспективной. Глядишь, она привьется, и в следующий Новый год на наших экранах не будет господствовать наскучившая и выродившаяся в назойливый штамп, чужеземная по происхождению попса.