- Лена, что заставило вас написать роман-биографию?
- Я хотела не просто изложить определенные факты своей частной судьбы, но поразмышлять о жизни. Перед человеком, который первый раз садится писать книгу, встает много вопросов. У меня было больше дерзости и желания, чем страхов. Помимо всего, хотелось отмести домыслы газетчиков, предположения о моем отъезде в Америку. С Америкой связывают всего лишь один факт моей биографии - работу официанткой в русском ресторане "Самовар" да что-нибудь еще насчет Михалкова-Кончаловского...
- Когда вышли мемуары этого режиссера, многие описанные им женщины обиделись на автора за искажение фактов. У вас таких претензий не было?
- Когда моя книга еще только задумывалась, первое же издательство, откликнувшееся на мое предложение, поставило условие: или это будет полемика с книгами Михалкова-Кончаловского, или это их не интересует. Я такой ультиматум не приняла. Но в книге, естественно, много страниц посвящено моему знакомству с Андреем, работе с ним и истории наших личных взаимоотношений. Его книги не спровоцировали мое желание писать. Я не вижу ничего обидного в том, что он рассказал обо мне, хотя не все, что он там написал, мне понравилось. Андрей Сергеевич меня не удивил. Поскольку я его хорошо знала прежде, то и предполагала, что он подобное может написать. Он любитель шокировать публику.
- Степзнь его откровенности для вас приемлема?
- Откровенность - обязательное условие любого творческого проявления. Ее отсутствие есть лицемерие. Михалков-Кончаловский в своих книгах был настолько же откровенен, насколько и неоткровенен.
- У вас в роду много незаурядных личностей. Чей характер вы унаследовали?
- Во мне очень много от моего отца, Алексея Коренева - режиссера фильмов "Большая перемена", "По семейным обстоятельствам". Я на него похожа и внешне. Много от моей мамы. Дедушку своего, журналиста газеты "Правда", расстрелянного в 30-е годы, я не знала. Но иногда гадаю: а вдруг во мне именно он говорит? Бабушку, сидевшую по политической статье в сталинские времена, я знала и очень любила. Часто и ее характер во мне проявляется.
- Актерскую карьеру легче выстраивать дочери известного режиссера или девушке "из ниоткуда"?
- Конечно, человеку из киношной среды проще и легче внедряться в этот мир. Многие знаменитости с детства тебя знают и априори испытывают к тебе симпатию. По блату можно поступить в актерский вуз. Но если нет ни таланта, ни характера, то жизнь будет испорчена вдвойне. Бесталанный актер с громкой фамилией - особенно печальное зрелище. А люди без блата и родительского имени вынуждены постоянно себе и другим доказывать, что они даровиты. Такая борьба за выживание делает характер сильнее, а индивидуальность - ярче.
- После премьеры "Романса о влюбленных" вы, тогда 19-летняя студентка, проснулись знаменитой...
- Да, мне повезло очень рано. Потом до самого отъезда в Америку у меня не было недостатка в предложениях и в кино, и в театре. Но в Америке я вдруг поняла, что не привыкла к поражениям. У меня отсутствовала своеобразная мышца, которая вырабатывается у людей, идущих к успеху трудной дорогой. Там я была никому не известной иностранкой, говорящей с акцентом. Посещая актерскую студию в Калифорнии, я испытывала те же чувства, что испытывают начинающие.
- Зачем вам понадобилось учиться в актерской студии?
- В Америке все актеры занимаются в студиях, что помогает все время поддерживать форму. И звезды трудятся рядом с неизвестными. И так изживают наработавшиеся штампы. Чувства можно стимулировать при наличии определенных навыков. А в большой цене как раз богатство эмоций и непосредственность, которые нужно "ловить" каждый раз заново. Несмотря на то, что американцы очень уважают систему Станиславского и по ней занимаются, их актерская школа сильно отличается от нашей. Это совершенно другой принцип работы.
- А актерская среда Америки тоже очень отличается от российской?
- По своей сути они схожи, только материальный статус разный. Там человек, прославившись с одной картиной, закладывает большой кирпич в фундамент своего будущего "дома". И даже в прямом смысле может позволить себе купить дом. Актеру отчисляют проценты от проката за любую, даже эпизодическую роль. И твоя старая работа, пусть даже 15-летней давности, тебя кормит.
- А как с организацией жизни и труда?
- Американцы любят работать и умеют отдыхать. У них все это как-то равномерно распределено. Русские же очень много "вкалывают", но шутят, что работать не любят и не умеют. Это не так. Правда, у нас труд зачастую так организован, что никому не нужна инициатива отдельно взятого работника. Она вызывает сопротивление. А в Америке любят инициативу, поддерживают самородков. На этом фоне даже сама мысль о блате кажется средневековым реликтом. Недаром именно в Америке так популярно понятие "селф мэйд мэн" - человек, сделавший себя сам. Там работник из кожи вон лезет, чтобы доказать, что он незаменим. Иначе его место тут же займет кто-то другой.
- И актеры - не исключение?
- Конечно. К тому же в Америке репертуарные театры - редкость. Основная масса театральных постановок ищет актеров через объявления в специальных актерских газетах и проводит кастинги - пробы на роль тех, кто хочет себя проявить. То же и с фильмами, сериалами. Это демократично. В одном месте не попадешь, в другом - возьмут. И даже в уже готовом спектакле по ходу проводят замену актеров. Такое явление, как юбилейный трехсотый или пятисотый спектакль с теми же исполнителями, что играли с премьеры, американцам просто непонятно. Подобная "краткосрочность" работы формирует соответствующую психологию. Нужно быть все время "начеку". И потом, если тебя один режиссер не смог раскрыть, то есть шанс, что удастся другому.
- Почему американские актрисы так любят работать официантками, а не, скажем, служащими?
- Актеры ненавидят офисную работу. Это считается дурным вкусом. К тому же официанты зарабатывают неплохие деньги на "чаевых". Другая причина в ненормированном рабочем дне, что позволяет работать в баре или ресторане вечером, когда кастинги уже закончились. А офисная работа - дневная. Там даже есть такое понятие - "человек с 9 до 5". Вечер обыватель посвящает семье. Тогда как у богемы в это время только все и начинается.
- Но ведь семья - тоже дело хорошее...
- Конечно, но в Америке не спешат связывать себя узами брака. До 30 лет они учатся и делают карьеру, а в личной жизни ищут свою "половину". И поскольку создание семьи означает ее обеспечение, а зависеть от родителей не принято, то американцы не связывают любовь с обязательным браком. В России мораль утверждает, что без семьи быть неприлично, это большая неудача. В Америке неудача - не стать самостоятельным, не состояться в профессии. Конечно, классическая американская мечта - иметь собственный дом и благополучное семейство. Но ее осуществление как-то смещено во времени. Они и рожать начинают позже. У нас 35 считается финалом. А у них в районе 40 только все и происходит.
- Как, по-вашему, соотносится актерская профессия с личной жизнью?
- Среди актеров встречаются однолюбы типа моего однофамильца Владимира Коренева, сыгравшего в фильме "Человек-амфибия". У него стабильная семья. Хотя его слава, красота и внимание поклонниц могли привести к множеству романов и браков... Актерская профессия связана с погружением в эмоции и чувства. Это нередко провоцирует влюбленность между партнерами. Может, в силу этого у актеров больше романов, чем допускает общественная мораль. Но есть актеры - неудачники в личной жизни и те, которым профессия помешала создать свою семью.
- А себя вы к какому разряду причисляете?
- Я счастлива, что состоялась как женщина. У меня нет ощущения, что я недолюбила. Я уже много лет состою в гражданском браке с актером и драматургом Андреем Ташковым. Что мне мешает вступить в брак официально? Я хочу сохранить в своей биографии один-единственный брак, какой был у меня в юности. Не печать в паспорте определяет благополучие союза двоих и силу их чувства.
- Неудача вашего американского брака укладывается в формулу Андрея Вознесенского: "Он мечтал свесть Америку и Россию, но затея не удалась. За попытку спасибо!"
- В данном случае это моя сугубо частная история. Ничего "американского", что помешало моему браку, в ней нет. Суждение, что американцы - законченные прагматики, а у русских душа нараспашку, поверхностно. Мы с ними, конечно, очень разные, но и общего у нас много. Существуют счастливые интернациональные браки. Есть много людей, которые любят жить в чужой стране, предпочитая чужую культуру своей. Я знаю американцев, которые с удовольствием живут в России. Все очень индивидуально. Я по сей день дружна со своим бывшим американским мужем. Кевин для меня близкий человек, и мы, бывает, перезваниваемся, поддерживая друг друга в тяжелые минуты. Нельзя ограничивать свою жизнь только настоящим браком. Ведь и за его пределами есть замечательные люди, которые нас любят, и мы платим им той же монетой...
- Чем вам запомнились новогодние праздники в Америке?
- Свой первый американский Новый год я встретила в Новом Орлеане, где тогда цвели магнолии и я плавала в открытом бассейне. Январь - и такая теплынь. Я там переживала смещение во времени. Но, наверное, у любого взрослого человека самые незабываемые новогодние праздники остались в детстве, когда казались необыкновенными сам запах хвои, елочные игрушки, ожидание Деда Мороза. С годами острота восприятия сказочного притупляется.
- Лена, вы любите актерствовать вне сцены или ведете себя как обычный человек?
- Я и есть обычный человек. И актеры обычные люди. И чем обычнее они есть, тем больший залог того, что они хорошие актеры. Однажды Мерил Стрип сказала Роберту Де Ниро вот что: "Недостаток нашего положения звезд в том, что мы теперь не можем наблюдать за обычными людьми, оставаясь незамеченными. (А коллекционирование поведенческой психологии человека - одна из составляющих профессии.) Теперь все время наблюдают за нами..."