ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Аркадий Инин, кинодраматург:
- Уже который год в новогоднюю ночь ТВ спасалось "Старыми

Аркадий Инин, кинодраматург:
- Уже который год в новогоднюю ночь ТВ спасалось "Старыми песнями о главном". И неважно, пели эти старые песни молодые артисты, как на ОРТ, или же, как на НТВ, "Вернисаж" все-таки исполняли Л.Вайкуле и В.Леонтьев, или же, как в уникальной программе РЕН ТВ, пели компьютерные Ю.Лужков и С.Доренко, В.Гусинский и Б.Березовский... Главное не в этих отличиях, а в одном общем: хотя поэт и утверждал, что "новые песни придумала жизнь", но пока еще только от старых песен теплеют глаза и тают сердца зрителей. Чего же удивляться, что народ и гимн предпочел старый...
Но главным телепотрясением был итоговый "Женский взгляд" О.Пушкиной. Оксана вообще молодец - раскрутила популярнейшую программу, достающую до самых глубин души. На этот раз Пушкина переплюнула даже Ф.Феллини с его "Городом женщин"! В студии НТВ, где обычно гремит "Глас народа", собрались только дамы, ни одного мужчины, если не считать феминистку Машу Арбатову. Женщины сами себе наливали шампанское и произносили тосты, женщины сами себе дарили цветы и вручали призы, женщины почти без перехода веселились, грустили, пели, потом плакали, потом, очертя голову, бросались плясать русскую... А в финале выяснилось и вовсе поразительное: у женщин, обычно готовых, скорее, выдать военную тайну, нежели тайну своего возраста, имеется совет старейшин! Загадочные, непредсказуемые, инопланетные создания... Очень хочется пожелать им счастья, любви и душевного здоровья в Новом году!
Александр Брагинский, кинокритик:
- К занятным выводам приходишь в результате простейшей статистики. Я подсчитал, что в течение двух предпраздничных и двух новогодних дней на шести основных каналах ТВ были показаны 103 фильма, не считая сериалов. Среди них были 27 российских, 20 американских, 13 французских... Та же статистика показала, что почти все каналы (включая и дециметровые) дружно откланялись фильму "Ирония судьбы, или С легким паром", и вообще Э.Рязанов был чемпионом в эти четыре дня: его картины, в том числе и последние - "Старые клячи" (НТВ) и "Тихие омуты" (РТР), показывали 10 раз.
Многие каналы показали премьеры. Очень помпезно подали на РТР "Сибирского цирюльника" Н.Михалкова, которого, как я снова мог убедиться, надо смотреть в хорошем кинотеатре. Музыкальный водевиль на ТВЦ "Игра в любовь" Е. Гинзбурга и музыкальная мелодрама на НТВ "Женское счастье" В. Пичула оказались, увы, поделками. По сути, это были оперетты, когда претенциозный (особо у Пичула) текст сопровождался среднего качества музыкой и малоинтересной хореографией. Очень жаль занятых в них актеров...
Юрий Поляков, прозаик:
- Телевизионный Новый год наступил под звуки старых песен о главном. Одна старая песня о главном звучала вообще на всех каналах. Я имею в виду Гимн на музыку А.Александрова и стихи С.Михалкова. И пусть кто-то демонстративно не встает при звуках гимна. Полагаю, по большей части это те, кто боится в ближайшее время сесть.
В новогодние дни было много эфирных опасений, сарказма по поводу наступления на свободу слова. Я этих тревог не разделяю, ибо хлестче той несвободы слова, которая воцарилась на ТВ после 1993 года, пожалуй, только кондовая советская цензура. Вот пример. В первые дни нового столетия закончился обзор новейшей истории, осуществленный Л.Парфеновым в цикле "Намедни" (НТВ). Возможна ли такая версия событий последнего десятилетия? Почему бы и нет. Если помните, у О`Генри периодизация истории банановой республики полностью привязана к визитам колониального парохода "Вулкан". Аналогичный метод использует и Парфенов. Есть ли иные версии нашей новейшей истории? Конечно. Например, интересные исследования В.Кожинова. Но телезритель про кожиновскую версию никогда не узнает, ибо на ТВ свобода слова чаще всего понимается как свобода не давать слова оппоненту.
И речь не только о политике. Хорошие певицы Бабкина и Варум, ничего не скажешь. А разве Смолянинова и Анастасия хуже? Но их в новогоднем многоголосии я почему-то не услышал. Раньше в крайнем случае можно было пожаловаться в Гостелерадио. А теперь? Разве что главному телеакадемику В.Познеру.
Сергей Есин, писатель, ректор Литературного института:
- В новогоднюю ночь мы впервые увидели поздравление президента, записанное не в недрах кремлевских хором, а на свежем воздухе. Путин говорил хорошо, но всегда, когда говорят крупные политики, хочется отделить искусство спичрайтеров от самой личности. У личности, правда, всегда есть право выбора предложений. За спиной президента возвышалась Спасская башня, окончание его речи магически совпало с движением стрелок, в этот момент подобравшихся к 12. Точный ли это расчет или телевизионные чудеса, не знаю, но шел снег, и погода вроде бы соответствовала.
В новогодние дни был еще триумф Михалковых. Это, конечно, в первую очередь Гимн России, одним из авторов которого стал Сергей Владимирович Михалков. Работа исключительная, потому что только профан и мещанин, привыкший в искусстве к искусственным усложнениям, не увидит в стихах Гимна нескольких безукоризненных формул русского самосознания, которые долго будут волновать сердца россиян. Я бы даже рискнул сказать, что Гимн весь из этих формул.
"Сибирский цирюльник" - это телевизионный бенефис Никиты Сергеевича Михалкова. Вроде бы снимался для заграницы, по крайней мере английский и русский языки здесь на равных, но фильм получился очень российским, национальным и народным. Оказывается, на российском экране можно обойтись без киллеров, "мерседесов", банкиров и всей этой надоевшей барахолки, о которой так тоскуют наши кинематографисты. Был также показан несколько раз клип с участием Андрона Кончаловского о роли холестерина в нашей жизни. Но здесь другое искусство и, видимо, другая судьба.
Вы заметили, как вдруг устарели все эти новогодние шуточки, репризки, песенки и прививаемая нам в последнее время телевидением сальность. Это не феномен нового века, а готовность страны жить по-новому. Боюсь, в ближайшее время сменятся не только телевизионные ведущие, о которых накануне праздников уже сказали, что они отжили свой век и, как бурбоны, не нужны, но сменятся и певцы, и эстрадники. Стучатся в нашу дверь какие-то новые эстетические времена.
Сергей Бирюков, музыкальный обозреватель "Труда":
- По многолетней традиции главным музыкальным акцентом новогодья стала для меня программа "Песня-2000" на ОРТ. Тут нашлось угощение на самые разные вкусы - от неопатриотического (на который уже не первый год работают композитор Игорь Матвиенко, поэт Александр Шаганов и группа "Любэ") до "славянско-базарного" ("Казачка Надя" в исполнении Надежды Бабкиной). Позабавила пародия на солдатскую тему "Аты-баты" Кима Брейтбурга в лихой интерпретации "дитяти порока" Бориса Моисеева.
Звучало много "старых добрых" песен. В то же время совсем новые вещи создали своеобразный портрет поколения, вступившего в жизнь на рубеже веков. Как же оно не похоже на тех шестидесятников-восьмидесятников, что испытывали "Притяжение земли", умилялись "Носикам-курносикам" или горевали о погибших солдатах в "Журавлях"! Тут определяющие интонации иные: рэп-идиотизмы типа "Я - Дед Мороз, борода из ваты, я уже слегка поддатый" или инфантильное хныканье знаменитого "Алешки".
Признаюсь, несколько загадочен для меня сногсшибательный успех Алсу: голос у девушки, по-моему, пока что звучит бледновато, да и держится она очень зажато. Правда, красива и стройна, но ведь для певицы главное - не качества топ-модели, а что-то другое...
Как всегда, было много дежурной танцевальности и дежурной сентиментальности.
И так же, как в прошлые годы, сражало своей бессмысленностью пустословие ведущих Ангелины Вовк и Евгения Меньшова, которые по воле автора текстов Ю.Эпштейна то и дело произносили "заходы" вроде: "сохранится ли в XXI веке юмор", "а как будет обстоять дело с любовью" и т.п.
Но вот что поистине сенсационно: среди 80 мелодий попалась лишь одна (!), принадлежащая перу Игоря Крутого - шефа компании "АРС", готовящей программу "Песня года". В прежние времена их число едва не переваливало за десяток. Неужели Игорь Яковлевич наконец-то понял, что его призвание не столько в сочинительстве, сколько в продюсерстве?