Дорожает ложка к обеду

Что делать с ростом цен на продукты?

На новогоднем столе вкус традиционного оливье смажет ложка дегтя — все в этом салате подорожало, от морковки до колбасы (про рябчиков из старинного рецепта деликатно промолчу). Для многих россиян это очень даже болезненно: соцопросы показывают, что почти 40% граждан мечтают, чтобы бюджет на праздничное застолье и подарки был не выше прошлогоднего, а каждый пятый надеется на сокращение расходов. Хотя и год назад россияне не шиковали: каждая пятая семья из тех, кто праздновал дома, сумела уложиться в 5 тысяч рублей, почти треть потратили на все про все до 10 тысяч, и лишь 6% погуляли более чем на 20 тысяч.

Желание сэкономить на празднике понятно: к декабрю официальная инфляция на потребительском рынке составила 8,38% (за весь 2020 год была 4,91%). Вот и президент Владимир Путин на инвестиционном форуме «Россия зовет!» признал, что «риски дальнейшего роста на продукты питания сохраняются». А глава Центробанка Эльвира Набиуллина обещает вернуть инфляцию к базовым показателям в 4-4,5% не раньше чем к концу 2022 года.

Тем временем глава Федеральной резервной системы США (ФРС) Джером Пауэлл заявил, что повышение цен самыми быстрыми темпами за последние десятилетия «не приведет в конечном счете к сохранению более высокой инфляции на постоянной основе». Инфляция-2021 за океаном составляет 6,2% — на четверть ниже официальной российской. Как признаются сами американцы, причиной роста цен стала госпрограмма «противоковидной» поддержки населения. Там сначала выплачивали по 1,2 тысячи долларов каждому работающему с годовой зарплатой ниже 75 тысяч, по 500 долларов на каждого ребенка, а потерявшим работу из-за ковида — по 600 в неделю. Потом еще и еще...

Цены растут и в Европе. Самая высокая инфляция в Германии за последние 28 лет была зафиксирована на уровне 5,2% — в основном из-за удорожания энергоносителей. В Великобритании — 4,03%. В Нидерландах — 5,6%. В Австрии — 3%.

Однако сравнения тут сильно хромают, поскольку у нас разная инфляция: в России это постоянно дорожающие походы в магазин, в Европе и США — проблема сохранения сбережений. Например, в Германии только за первый коронавирусный 2020 год общая сумма финансовых накоплений немецких домохозяйств выросла на 393 млрд — до рекордных 7,1 трлн евро. Вырос коэффициент сбережений: если в 2019-м из каждых 100 евро немцы откладывали 11 евро, то в 2020-м — 16-17 евро. При этом деньги не вкладывались в долгосрочные финансовые и прочие активы, а хранились на депозитах или даже на вкладах «до востребования», то есть могли быть оперативно введены в оборот.

Американцы поступают иначе. Появляющиеся у них «свободные» деньги они вкладывают в ценные бумаги, приумножая свои капиталы: там «капиталистами» являются 52% населения. Для сравнения: в Японии собственниками ценных бумаг являются 25% жителей, в Западной Европе — в среднем 20%. А в России — всего 2,5%.

А главное отличие состоит в реакции на возникающие трудности. Европейцы и американцы начинают ускоренно копить деньги, а россияне покупают впрок товары, прежде всего продовольственные. Эта привычка осталась от советских времен с их вечным дефицитом, а ныне остается и закрепляется по причине бедности большинства населения. Опрос, проведенный холдингом «Ромир», показал: почти две трети россиян не имеют сбережений. А большинство путают понятия «заначка» и «финансовая подушка безопасности». Между тем последняя должна обеспечивать не «сотню до получки», не поездку к морю в Египет или возможность накрыть стол к празднику, а сохранение на длительное время достигнутого жизненного уровня в случае потери регулярных доходов.

В нынешних условиях минимальный размер такой «подушки» должен составлять не менее 400 тысяч руб-лей. А такие деньги на руках имеют не более 25-30% населения. Хотя, по данным Центробанка, минувшей весной вклады и другие привлеченные средства россиян составляли 33,67 трлн рублей. То есть на официальных банковских счетах лежат как раз примерно по 400 тысяч рублей в пересчете на каждого взрослого россиянина — и это без учета зарубежных активов состоятельных граждан.

В домашних условиях последние тоже не бедствуют. Как сообщил ТАСС со ссылкой на сервис электронных платежей ЮKassa, с января по ноябрь в стране в 6 раз выросло число онлайн-покупок товаров премиум-класса стоимостью от 500 тысяч до миллиона рублей по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Дизайнерскую одежду и обувь от известных домов моды зажиточные россияне покупали в 19 раз чаще, чем в прошлом году. И опять не обойтись без сравнений. В среднем американец, вкладывающий свои сбережения в ценные бумаги, владеет «подушкой безопасности» в виде акций, облигаций на сумму 40 тысяч долларов — в переводе на наши деньги 3 млн рублей. А в России почти 45% взрослого населения, в среднем зарабатывающего по 2-3 МРОТ в месяц (прошлогодний опрос по заказу СК «Росгосстрах Жизнь»), имеют в домашних кладовках другой депозит — «неснижаемый запас» в виде круп, макарон, сахара, подсолнечного масла. У кого-то запасено больше, у кого-то меньше. И при каждом слухе о будущих трудностях, ожидающих страну, мы активно пополняем эти «резервы», подстегивая рост цен на все и вся.

Неудивительно, что и методы борьбы с инфляцией у нас разные. Например, в Германии в прошлом году провели эксперимент: с 1 июля по 31 декабря сократили НДС с 19 до 16%. Власти надеялись, что цены в магазинах снизятся, люди потянутся за покупками — и таким образом подстегнут ослабевшую из-за коронавируса экономику. Эксперимент удался: за полгода товаров длительного пользования было продано больше на 36%, «среднесрочных» товаров — на 11%, а товаров текущего потребления — на 2%. В итоге экономика получила в пять раз больше денег (34 млрд евро), чем потерял бюджет из-за снижения НДС (7 млрд евро). Этот опыт обсуждается и нынче. Эксперты уверены, что он оказался успешен из-за своей внезапности и кратковременности, к тому же перед его проведением население страны получило «антиковидную» финансовую поддержку властей. А еще эксперимент показал, что в необычных условиях (ковид!) нужно искать нестандартные формы и методы поддержки и экономики, и социума.

В Италии экономические трудности, ставшие следствием карантина, решались иначе. Страна ввела систему продовольственных талонов для бедных, названных «пособием по гражданству». Пресса объяснила такой шаг в том числе опасениями, что знаменитая итальянская мафия поднимет голову и воспользуется растущей бедностью, чтобы вербовать людей в свои ряды. «У преступных организаций много денег, и люди в конечном итоге могут начать работать на них. И когда пандемия коронавируса закончится, они уже не вернутся к нормальной жизни. Мы получим всплеск преступности», — пояснил инициатор введения талонов мэр Катании Сальво Поглиезе. К нему прислушались, и нынче «пособие по гражданству» получают 1,37 млн итальянских семей. Остановился и рост инфляции, поскольку самые бедные итальянцы уже не так озабочены поисками пропитания. Поддержку на Апеннинах получит и средний класс. С нового года в Италии скорректируется налоговая система: для получателей годового дохода не выше 50 тысяч евро налог снизится на 3%.

Программа снижения налогов для смягчения последствий инфляции разработана в Польше. А еще около 5 млн польских семей получат государственную помощь для компенсации роста цен на продукты питания, поскольку они выросли до 6,8% — рекорд за последние 20 лет.

Напомним: в нашей стране идея введения государственной помощи бедным в виде продовольственных карточек предлагается и обсуждается с 2015 года. В 2017-м Минпромторг дал согласие на ее реализацию. Запуск программы намечался на вторую половину 2018 года, а в полную силу она бы заработала в 2019-м. После чего, по расчетам Минпромторга, каждый вложенный государством рубль должен был обеспечить от 1,5 до 1,9 рубля прибавки к ВВП. Увы, все осталось на бумаге. Почему и кто торпедирует эту идею шесть лет подряд, неизвестно до сих пор. Эксперты-экономисты уверены: именно введение карточек для малоимущих способно в разы сократить ажиотажный спрос на «товары для малоимущих» и резко снизить продовольственную инфляцию.

В США тем временем из-за пандемии расходы властей на программу продовольственной помощи населению возросли почти на 50%, а число американцев, получающих продуктовые талоны, увеличилось с 36 до 44 млн человек. Продуктовые талоны введены во Франции, в месяц на них нуждающиеся приобретают продовольствие на 230 евро (19 тысяч рублей). Напомним, что средняя пенсия в России в 2021 году составляет 17,5 тысячи, а цены на продовольствие во Франции примерно равны российским. Почему бы не взять пример с французов?

А в это время

У России свой путь борьбы с инфляцией — «ручной». С административными ограничениями цен на сахар, крупу и подсолнечное масло. С запретом ввоза польских яблок и норвежской семги. В будущем году по предложению Минсельхоза будут обнулены ввозные пошлины на заокеанскую мороженую говядину и свинину — из Латинской Америки и Индии по 200 тысяч тонн каждого вида. Как говорится, встречайте!

«Пошлина в 0% позволит увеличить предложение на внутреннем рынке и сдержать рост стоимости говядины и мясных продуктов с ее содержанием», — утверждают в министерстве.

Меж тем Росстат сообщает: с начала года «свое» и «чужое» мясо на наших прилавках уже подорожало в среднем на 11,2%: курятина — на 16,44%, свинина — на 11,3%, говядина — на 8,8%. Тут уже комментировать нечего.